Столкнувшись с изначально неравной финансовой системой, те, кто больше всего теряет от сохранения статус-кво, поступают в своих собственных интересах, изучая альтернативные варианты, такие как Биткоин.
Обращение Александра Хёптнера, генерального директора BitMEX
Нечто необычное произошло в прошлом месяце – Сальвадор стал первой страной, которая сделала Биткоин законным платежным средством. Это вызвало немедленную реакцию – Всемирный банк отказался помочь, сославшись на “недостатки в области экологии и прозрачности”. Агентство Moody’s понизило рейтинг Сальвадора. СМИ разразились бурными протестами: Financial Times назвала это “опасной авантюрой”, а обозреватель Wall Street Journal окрестил это “аферой”.
Критики не в состоянии признать, что развивающиеся страны, такие как Сальвадор, лидируют в мире по внедрению децентрализованных цифровых валют и платежей. У них были десятилетия, чтобы проанализировать, как глобальная финансовая система работает – и не работает – для их населения. Они признают свое бессилие повлиять на решения финансовой политики, которые могут иметь тяжкие последствия для их граждан.
Они не отказываются полностью от статус-кво денежной системы (Сальвадор по-прежнему сохраняет свою другую официальную валюту – доллар США), но выбирают нечто новое. Это заслуживает похвалы, а не насмешек.
Сначала – небольшая дисклеймер. Это не будет любовное письмо президенту Сальвадора Букеле, который делает ставку своего политического будущего на успешное развертывание этой политики. Я, конечно, поддерживаю эту политику, но считаю, что в долгосрочной перспективе существует риск слишком большого доверия к отдельным лицам в криптовалютном пространстве (см. пример Весна 2021 Элона Маска). Отдельные люди могут оступиться, но основы Биткоина не изменятся.
По моему прогнозу, к концу следующего года у нас будет как минимум пять стран, принимающих Биткоин в качестве законного платежного средства. Все они будут развивающимися странами. Вот почему я считаю, что развивающиеся страны перейдут на криптовалюты в 2022 году.
Денежные переводы
Важность этого трудно переоценить для многих развивающихся стран, основным предметом экспорта которых является человеческий капитал. Граждане, работающие за границей, должны отправлять деньги своим семьям на родину, чтобы помочь заплатить за квартиру, отправить детей в школу и купить продукты.
Денежные переводы составили поразительные 23 процента ВВП Сальвадора в 2020 году. В других странах мира они составляют почти 10 процентов ВВП Филиппин, где насчитывается более 10 миллионов зарубежных филиппинских рабочих. По данным Всемирного банка, страны с низким и средним уровнем дохода получают около 75% от общего объема денежных переводов в мире.
Эти деньги должны как-то попасть домой. Но существующая система денежных переводов, возглавляемая такими поставщиками услуг, как Western Union, обдирает людей, взимая с них в среднем 10 процентов только за то, чтобы отправить деньги домой на следующий рабочий день. Это жестоко и неправильно. Люди заслуживают лучшего. Так стоит ли удивляться, что Биткоин – с его почти ничтожными комиссионными и быстрыми транзакциями 24/7/365 – заинтересовал страны, зависящие от денежных переводов?
По данным Всемирного банка, в 2020 году в страны с низким и средним уровнем дохода было сделано 540 миллиардов долларов США в виде денежных переводов. Эта цифра была бы намного больше, и семьи в развивающихся странах были бы в лучшем положении, если бы существовал более дешевый способ перевода средств.
Инфляция
Мем о “денежном принтере” все-таки имеет под собой некоторые основания. Стимулирование, связанное с Covid-19, вызывает опасения по поводу риска стремительной инфляции; об этом писали многие другие, поэтому я не буду повторять их аргументы здесь. Но даже если предположить, что худший сценарий не сбудется, легко понять, что инфляция еще больше беспокоит жителей развивающихся стран.
МВФ прогнозирует инфляцию на 2021 год для развитых стран на уровне 2,4%. Оценка для развивающихся стран более чем в два раза выше – 5,4%.
В то время как потребители в странах с развитой экономикой могут лучше переносить потрясения, население развивающихся стран более уязвимо, особенно когда это отражается на ценах на потребительские товары и услуги.
Даже когда правительства не проявляют инициативу, как это произошло в Сальвадоре, люди ищут альтернативы фиатной валюте во время инфляционных кризисов. Когда в этом году инфляция в Турции превысила 15 процентов, распространение криптовалют резко возросло. В ответ Турция быстро запретила использование криптовалют для оплаты товаров и услуг, но инфляция сейчас составляет 19,25 процента.
Биткоин решает эту проблему, поскольку его предложение ограничено 21 миллионом. И развитые страны – и/или их население – это замечают.
Политика
Пора поговорить начистоту. Давайте скажем это громко. На макроуровне те, кто примет решение сделать Биткоин законным платежным средством, будут политиками или правителями. Как и президент Букеле, многие из них являются опытными и сметливыми, и заинтересованы в позиционировании себя как прогрессивных, популярных в народе и мыслящих в духе нового времени.
Биткоин представляет собой множество вещей – технологию, хранилище стоимости и платежное средство. Это также культурный ориентир и, в своей основе, выражение недоверия пользователей к глобальной финансовой системе в ее нынешнем виде.
В течение следующего года, пока Сальвадор будет работать над устранением недостатков в реализации проекта, опытные политики будут думать, могут ли они пойти по аналогичному пути, и какую пользу это принесет им и их избирателям. Сальвадор первым шагнул в неизвестность, благодаря чему подобные шаги других стран будет гораздо легче рассмотреть.
Но если политика будет играть большую роль в принятии Биткоина в качестве законного платежного средства, то верно и то, что любые неудачи этих лидеров на этапе реализации могут повредить более широкому принятию криптовалют в целом. Такова опасная дилемма, которая ждет нас впереди.
Итоги
Уважаемый макроинвестор Рауль Пал недавно сказал в подкасте Bankless, что самые ярые критики криптовалют часто мотивированы страхом перемен, а не недовольством самой технологией.
Страх перед переменами понятен. Но он не должен быть губительным. Перед лицом изначально неравной финансовой системы те, кто больше всего теряет от сохранения статус-кво, действуют в своих собственных интересах, изучая альтернативные варианты, такие как Биткоин. Было бы неправильно – и лицемерно – воротить от них нос, продолжая получать выгоду от этой неравноправной системы.