Нет слов

(Все мнения, выраженные в этом материале, отражают личную точку зрения автора и не должны служить основанием для принятия инвестиционных решений или расцениваться как рекомендация или совет по инвестированию).

У меня нет слов…

Шучу!

На самом деле мне как раз есть что сказать, пара тысяч слов наберется.

Несколько дней назад я задал в Твиттере вопрос: кто станет Lehman Brothers в этом цикле криптокредитования?

Многие ответили, что это будет FTX. Я посмеялся и забыл. Даже представить не мог, что FTX пойдет ко дну — но, тем не менее, это произошло. Катализатор ее краха стар как мир — хорошая компания слишком спешила стать лучшей, набрала дешевых кредитов, обеспеченных высокой (и растущей) стоимостью активов на балансе. А когда деньги стали дорожать и цикл развернулся, все увидели, что король голый.

В сегодняшнем эссе всё будет просто: я расскажу, как все было, шаг за шагом, восстанавливая хронику падения по твитам и публичным заявлениям. Я буду читать между строк (со всем уважением) и выскажу свое мнение о том, почему все это произошло и что ждет нас в будущем. Учитывая все это, я думаю, что последняя свеча на медвежьем рынке криптовалют уже не за горами и что мы выйдем из медвежьего пике с меньшим мертвым грузом и большими возможностями для уцелевших.

Прежде чем начать, хочу сказать: я искренне верю, что Сэм Бэнкман-Фрид (СБФ) — гений трейдинга, который рождается раз в поколение. И хотя его постиг крах, создать империю, которую создал он, непросто. Для этого нужен особый кураж и редкая харизма. Не могу лишний раз не восхититься Чанпэном Чжао, нашим уважаемым бароном CZ — когда пошел слух о том, что Binance может приобрести FTX, я отправил CZ такое сообщение:

«Я чертовски люблю тебя, чувак. Вот это ход, респектище».

Итак, начнем.

Снилось мне, что я читаю Coindesk…

Все началось со статьи в Coindesk, содержащей подробный анализ откуда-то добытого баланса Alameda.

Финансовые показатели подтверждают то, о чем уже давно говорят наблюдатели отрасли: Alameda — гигант. По состоянию на 30 июня активы компании составляли $14,6 млрд. Ее самый большой актив: «разблокированные токены FTT» на сумму $3,66 млрд. Третья по величине запись в бухгалтерской книге в графе активов? Куча «обеспечения в токенах FTT» на сумму $2,16 млрд.

Токены FTX есть и среди пассивов, которые достигают $8 млрд: «заблокированные токены FTT» на $292 млн (большая часть пассивов — кредиты на сумму $7,4 млрд). 

«Просто удивительно, что большую часть чистого капитала Alameda составляет ее собственный централизованно контролируемый и создаваемый буквально из воздуха токен FTX», — отметил Кори Клиппстен, генеральный директор инвестиционной платформы Swan Bitcoin, известный своими критическим отношением к альткоинам, то есть ко всем криптовалютам, кроме биткоина (BTC).

Генеральный директор Alameda Кэролайн Эллисон отказалась от комментариев. FTX не ответила на просьбу прокомментировать ситуацию.

Среди других крупных активов на балансе — «криптовалюты на хранении» ($3,37 млрд) и большое количество токенов блокчейна Solana: «разблокированные токены SOL» ($292 млн), «заблокированные токены SOL» ($863 млн) и «токены SOL в виде залогового обеспечения» ($41 млн). Бэнкман-Фрид был одним из первых инвесторов Solana. Также в балансе фигурируют такие токены, как SRM (токен децентрализованной биржи Serum, соучредителем которой является Бэнкман-Фрид), MAPS, OXY и FIDA. Среди активов также значатся денежные средства и эквиваленты на сумму $134 млн и «инвестиции в долевые ценные бумаги» на сумму $2 млрд.

Итак, большинство «активов» на балансе Alameda — это неликвидные токены FTT и куча шиткоинов. Давайте разберемся, почему токены FTT так важны для империи FTX/Alameda.

В соответствии с заявленной токеномикой FTT биржа FTX обязалась использовать треть всей полученной комиссии для выкупа FTT. СБФ владеет большинством акций Alameda, но постоянно разбавляет свою долю в FTX, чтобы привлечь капитал венчурных охотников за быстрой наживой. Скорее всего, эти венчурные капиталисты не понимали — а может, и понимали, что еще хуже для их инвесторов, — что значительная часть доходов FTX перекачивалась из FTX в Alameda посредством токенов FTT, большим количеством которых владела последняя. Предположительно, Alameda получила большое количество FTT за предоставление FTX важных услуг по организации рынка и участие в первичном размещении монет FTT.

Ладно, это не очень хорошо для инвесторов FTX, но не это нанесло смертельный удар по платежеспособности FTX. Главный вопрос — о котором все заговорили после выхода статьи в Coindesk — в том, одалживала ли FTX средства Alameda (скорее всего, доллары США или фиатные стейблкоины) и использовала ли FTT, принадлежащие Alameda, в качестве залога. Если FTX все же одолжила средства, то это тоже не конец света — FTX могла свободно кредитовать свою нераспределенную прибыль кому угодно. Самый главный вопрос в том, не перезакладывала ли FTX депозиты клиентов в Alameda и не принимала ли токены FTT в качестве залога. И, как следствие, не приведет ли падение стоимости FTT или некоторых шиткоинов на балансе Alameda к ее банкротству. Наконец, если Alameda станет неплатежеспособной, будет ли FTX заимствовать деньги клиентов, чтобы ее спасти? Именно эти вопросы начали задавать все после выхода статьи.

У Лукаса Нуцци есть интересная теория о связи между FTX, Alameda и токенами FTT. Если в двух словах, то он утверждает, что Alameda рухнула вместе с Three Arrows Capital и прочими, но FTX одолжила Alameda деньги, чтобы удержаться на плаву, в обмен на токены FTT, причитающиеся Alameda за участие в ICO FTT.

И тут CZ нанес удар.

Можно предположить, что CZ, как и все остальные, прочитал статью и решил выбросить на рынок внушительное количество токенов FTT, принадлежащих Binance. Очевидно, между двумя криптобаронами возникли трения.

Как некрасиво, Сэм.

CZ не занимается любовью после развода… Что же, вполне логично. Полагаю, CZ и СБФ разошлись не без скандалов.

Как только CZ начал высказывать свои опасения, в головах пользователей FTX зазвенели тревожные звоночки.

В мире криптовалют, если есть хотя бы намек на то, что биржа может оказаться неплатежеспособной, вы тут же забираете свои средства, а уже потом задаете вопросы. Логика подсказывает, что даже если бы Alameda обанкротилась, у FTX не должны возникнуть проблемы с выводом всех клиентских средств. Это две отдельные компании, и, согласно заявлениям СБФ, депозиты клиентов FTX не реинвестировались — даже в супер-пупер безопасные государственные облигации США. 

Тогда не было причин подозревать СБФ во лжи. Но все равно: никто не будет ждать, пока «ситуация прояснится», когда на кону деньги. Капитал устремился к выходу.

Как всегда, лучше всех продает тот, кто продает первым. Те, кто сразу вывел с биржи свои средства, довольно быстро их получили. Но понедельник сменился вторником, и процесс вывода средств в FTX застопорился — все это время FTT продолжал стремительно падать в цене. Рынок явно пытался нащупать уровень маржин-колла по FTT, чтобы наказать Alameda за то, что та слишком много на себя взяла. 

Когда во вторник я проснулся, меня уже ждали многочисленные сообщения от друзей,  и все они были полны слухами о том, что FTX вроде бы как бы «шалила» с деньгами клиентов. Я молился Господу нашему Сатоши, чтобы FTX не запускала руки в клиентские фонды. 

И тут в интернет-эфире разорвалась эта бомба: 

Это безумное объявление ответило на многие вопросы.

Перезакладывала ли FTX средства клиентов, или, говоря эзоповым языком, использовала эти средства «эффективно»?

У нас нет окончательного ответа на этот вопрос. Но Binance подписала необязывающий договор о намерениях приобрести всю компанию FTX и попытаться вернуться клиентам все внесенные на биржу средства. Это говорит о том, что FTX не располагала всей суммой депозитов и не смогла удовлетворить все заявки клиентов на вывод средств. Иначе зачем FTX понадобилась бы помощь Binance? FTX могла бы спустить весь свой денежный резерв, который принесли глупые венчурные капиталисты, на поддержку Alameda, но это все равно не должно было повлиять на ее способность выполнять заявки на вывод средств — если, конечно, вместо резервов не остались только клиентские фонды.

«Два важных урока». Хм… Интересно, что он имеет в виду? Барон CZ явно намекает на то, что FTX, возможно, проворачивала какие-то темные делишки с клиентскими средствами, и поэтому, когда все бросились выводить свой капитал, ребята из FTX оказались застигнутыми врасплох.

За последнюю неделю клиенты вывели из FTX депозитов на $1 млрд. Именно это и стало причиной катастрофы. И это только депозиты, которые удалось забрать. Мы не знаем, сколько бедолаг все еще ждут возврата своих денег.

Alameda — неплатежеспособна? Ее ждет банкротство?

У нас нет окончательного ответа на этот вопрос. Но если FTX потребовалась помощь Binance, а она потребовалась из-за финансовой «поддержки», которую FTX якобы оказывала Alameda, то можно предположить, что Alameda, вероятно, тоже обанкротилась.

Вместо ответа я приведу слова Кэролайн Эллисон, генерального директора Alameda. 

Уверен, что 100% ее мыслей заняты тем, как спасти то, что осталось от Alameda.

Состоится ли сделка?

Необязывающий договор о намерении покупки компании — штука, конечно, хорошая, но куда лучше было бы прямое обязательство Binance приобрести FTX и взять на себя все ее финансовые обязательства. Думаю, сейчас специалисты по корпоративным финансам Binance вовсю копаются в финансовых отчетах FTX и Alameda. Если дыра окажется слишком большой, я ожидаю, что Binance откажется от сделки. А если Binance не сможет или не захочет пойти на сделку, ликвидировать убытки, связанные с FTX, будет не по силам никому. 

Что произойдет, если FTX не сможет найти нового хозяина?

Тогда нас ожидает еще одно громкое банкротство, как это было с Mt Gox — клиенты выстроятся в очередь, чтобы вернуть хотя бы часть средств. Этот процесс может быть долгим или коротким, но, учитывая, насколько сложны, по моим представлениям, активы FTX, возврат даже части депозитов займет очень много времени. 

Эта ситуация, конечно, ужасна сама по себе. Но если задуматься о ее влиянии на рынок в целом, то возникает еще более важный вопрос:

Какие компании, которые занимаются криптовалютным кредитованием, были связаны с FTX или Alameda?

У СБФ была самая безупречная репутация среди всех криптовалютных кредиторов. Он был пионером криптовалют из мира IT. Его прекрасное ангельское личико украшало обложки самых престижных финансовых журналов. Его кожа сияла, как у человека, который питается исключительно морковью и огурцами. Он не мог ошибаться —инвестирование во все, к чему прикасался СБФ, было верным путем к богатству. Только посмотрите, как выросла Solana!