Экономика биткоина: дефляционная долговая спираль (часть 3)

31 МАЯ 2018 Г. BITMEX RESEARCH

Эта статья — третья в серии материалов, посвященных экономике биткоина. В первой части мы рассмотрели распространенные заблуждения относительно того, как банки выдают кредиты и как это влияет на их способность повышать уровень кредита в экономике. Мы проанализировали неотъемлемые свойства денежных знаков, которые позволяют это делать, и оценили влияние, которое кредитование может оказать на экономический цикл. Во второй части мы рассмотрели некоторые уникальные комбинации свойств биткоина по сравнению с традиционными формами денег. Мы объяснили, как это может повлиять на способность банков участвовать в кредитной экспансии. В третьей части мы рассмотрим дефляционный характер биткоина и подумаем, почему дефляция может быть необходима ввиду некоторых недостатков биткоина. Мы также объясним, почему биткоин может оказаться более устойчивым к некоторым традиционным экономическим последствиям дефляции, чем считают некоторые критики.

Нажмите здесь, чтобы загрузить статью в формате .pdf (англ. язык)

Проблема дефляции биткоина

Одним из самых популярных пунктов критики биткоина и связанных с ним криптовалют является ограничение эмиссии (в случае биткоина — 21 млн) и, как следствие, вредный для экономики дефляционный характер системы. Как говорят критики, история показывает, что ограничение денежной эмиссии может отрицательно сказаться на экономике и привести к возникновению или обострению экономических кризисов — либо потому, что никто не хочет  тратить деньги, либо потому, что реальная стоимость долга возрастает, что ведет к экономике с высоким уровнем задолженности. Защитников биткоина часто называют «экономически наивными», ведь  они так и не усвоили эти экономические уроки прошлого.

В третьей части серии, посвященной экономике биткоина, мы объясним, что все может быть не так просто, как думают критики, ведь биткоин —принципиально новая форма денег, не существовавшая раньше. У биткоина есть ряд уникальных характеристик, благодаря которым он вполне подходит для дефляционной политики. С другой стороны, биткоин также может иметь ограничения или недостатки, которые делают его уязвимым перед высокой инфляцией, к которой устойчивы традиционные формы денег. Многие критики экономики биткоина часто упускают из виду эти проблемы.

Несколько цитат о проблеме инфляции биткоина

Эмиссия денежной массы центрального банка может легко увеличиваться и уменьшаться. Если спрос на банкноты возрастет (переход от потребления/инвестирования к накоплению: т. е. дефляционный шок), центральный банк увеличивает эмиссию денежной массы, покупая ценные бумаги и иностранную валюту. Если спрос на банкноты падает, центральный банк поглощает денежную массу в обращении,  продавая ценные бумаги и другие активы. Но в протокол [биткоина] не заложена последняя операция. Это значит, что протокол криптовалюты обычно включает правило увеличения эмиссии валюты, но не предусматривает поглощение или списание валюты. Можно ли уменьшить эту необратимость?

– Мицуру Увамура («Можно ли стабилизировать цену криптовалюты?: как понять суть биткоина и его конкурентный потенциал по сравнению с централизованными деньгами») – 2014

Не закладывая инфляцию, скажем, 2% в год, при эмиссии биткоина, вы практически обрекаете его на гибель как валюту зная, что в следующем году биткоин будет стоить больше, чем в этом году, все станут копить биткоины.

–  Дэвид Уэбб (51-я минута видео) – 2014

В более широком понимании, жесткое ограничение эмиссии или заложенная дефляция сами по себе еще не являются достоинством теоретических денег. Главное достоинство денег заключается в их способности удовлетворять потребности общества. С моей точки зрения, заложенная в биткоин дефляция означает, что он удовлетворяет потребности общества хуже, чем мог бы. Возможно, я ошибаюсь. Поживем увидим.

–  The Economist («Проблема дефляции биткоина») – 2014

«Денежная масса» биткоина ограничена 21 миллионом. Для апологетов биткоина, отстаивающих свободу, ограничение эмиссии удобный способ предотвратить инфляционное вмешательство центрального банка, неизбежное для большинства валют. Тем не менее, современные центральные банки обоснованно предпочитают низкую, но положительную инфляцию. В реальном мире заработная плата «фиксируется» на определенном уровне: бизнесу трудно урезать зарплату сотрудникам. Даже незначительная инфляция выполняет функции смазки, обеспечивая плавную и бесперебойную работу системы, фактически сокращая зарплату, которая просто не успевает за инфляцией. Если денежная масса растет слишком медленно, цены падают, а сотрудники с фиксированной зарплатой обходятся работодателям дороже. Как следствие, растет безработица. Если наемные работники копят наличные деньги в ожидании дальнейшего снижения цен, экономический спад набирает обороты.

 – The Economist («Деньги из ничего») – 2014

Нынешняя глобальная система никуда не годится, но я уверен, что биткоин еще хуже. Во-первых, BtC по своей сути имеет дефляционный характер. Существует определенный «потолок» количества биткоинов, которые можно когда-либо создать («майнить» на жаргоне: новые биткоины создаются в результате выполнения математических операций, которые по мере освоения вселенной биткоина становятся все сложнее, так увеличивается расстояние между растущими простыми числами). Это означает, что стоимость создания новых биткоинов со временем возрастает, соответственно, возрастет и ценность биткоинов по сравнению с доступными на рынке товарами и услугами. На товарные рынки уходит все меньше денег; вместе с этим уменьшается количество наличных на потребительские расходы (предложение товаров превосходит предложение денежной массы).

–  Чарли Стросс («Почему я желаю биткоину мучительной смерти») – 2013

Но не будем забывать о проблеме ограничения эмиссии 21 млн. Если этот предел будет достигнут, биткоину придется пойти по пути частичного банковского резервирования, так как только повторное кредитование существующих биткоинов или кредитование на условии выполнения расчетов в биткоине обычная банковская практика может решить проблему нехватки денежной массы.

Изабелла Каминьска – Financial Times («Проблема биткоина») – 2013

Этот эксперимент [биткоин] — еще один весомый аргумент против любого аналога нового золотого стандарта, так как показывает, насколько такой стандарт  подвержен рискам накопительства, дефляции и экономического спада. Это полезный урок о валютных режимах.

–  Пол КругманЗолотые кибероковы») – 2011

Хотя пока биткоину удавалось неплохо держаться на плаву, правда, в ограниченном масштабе, у него нет механизма борьбы с колебаниями спроса. Увеличение спроса на биткоин приведет к падению цен в биткоинах (дефляция), в то время как снижение спроса приведет к их росту (инфляция). Что происходит в каждом из этих случаев? Начнем с дефляции, потому что сейчас спрос на биткоин растет. Что мы делаем, когда думаем, что ценность чего-то завтра будет выше, чем сегодня? Мы это покупаем и бережем как зеницу ока! Кто захочет отказаться от денег, которые постоянно растут в цене? Иными словами, растущий спрос ведет к дальнейшему росту спроса. Иррациональное изобилие в чистом виде. Дефляция порождает дефляцию, и так до бесконечности, или, по крайней мере, до первого кризиса.

The Underground Economist («Почему биткоин не может быть валютой») – 2010

Дефляция и дефляционная спираль

Экономисты десятилетиями обсуждали преимущества и недостатки инфляции. Но эта спорная тема — вопрос теории; экономисты разных школ имеют различные точки зрения по этому вопросу. Следует отметить, что сегодня среди экономистов принято считать дефляцию нежелательным экономическим явлением, в то время как умеренная инфляция на уровне примерно 2% в год приветствуется. Последователи
австрийской экономической школы, выступающие против централизованного регулирования инфляции с целью подтягивания ее до определенного целевого уровня, в большинстве своем считают дефляционный характер золота и биткоина их преимуществом.

Одной из основных причин сложившегося предубеждения против дефляции, по-видимому, является Великая депрессия 1929 года и концепция дефляционной долговой спирали. Суть этой концепции в том, что в период экономического спада и дефляции реальная стоимость долга увеличивается, что только усугубляет кризис и без того слабой экономики. Авторство этой теории часто приписывают экономисту Ирвингу Фишеру, который таким образом объяснял финансовые кризисы 1837-го и 1873-го годов и Великую депрессию 1929 года.

Мы можем построить логическую цепочку последствий, состоящую из девяти звеньев:
1 Ликвидация долга ведет к экономическому спаду и
2 Сокращению денежных вкладов, так как погашаются банковские кредиты, а также замедлению скорости обращения денег. Это сокращение размера вкладов и замедление обращения, подстегнутое вынужденной продажей по низким ценам, вызывает
3 Снижение уровня цен, другими словами, увеличение покупательной способности доллара. Если предположить, как указано выше, что это падение цен не остановит рефляция или другое явление, экономику ожидает
4 Еще большее падение чистой стоимости бизнеса, цепная реакция банкротств и
5 Аналогичное падение прибыли, что в «капиталистическом» обществе, то есть обществе частной прибыли, заставляет работающие с убытком концерны прибегнуть к
6 Сокращению объемов производства, торговли и рабочих мест. Все это — убытки, банкротства и безработица — ведет к 
7 Пессимизму и потере уверенности в завтрашнем дне, что в свою очередь ведет к 
8 Накоплению денег и еще большему замедлению их обращения. Приведенные выше восемь экономических изменений ведут к 
9 Сложным нарушениям нормального механизма процентных ставок, в частности, падению номинальных или денежных ставок и росту реальных или товарных ставок.
Очевидно, долг и дефляция позволяют найти простое и логичное объяснение  множеству экономических явлений.

Так ли страшна дефляция, как пугают критики?

Критики биткоина нередко обвиняют его  сторонников в «экономической наивности», но они далеко не всегда правы или просто не замечают некоторые нюансы. Во-первых, не обязательно быть экономистом австрийской школы, чтобы задавать себе вопрос: всегда ли нежелательна дефляция (ограниченная эмиссия)? Да, в некоторых обстоятельствах дефляция неблагоприятна, но ее действие зависит от характеристик экономики и типа используемых в обществе денег. Общественные науки — это не математика, никто точно не знает правильного ответа, и мнения ученых со временем могут измениться. Кроме того, может измениться и экономическая ситуация, а изменение даже одного фактора может привести к изменению всей динамики, в которой оптимальной будет другая инфляционная политика. Поэтому установленное раз и навсегда твердое правило — например, «дефляция — это всегда плохо» — не всегда работает. Возможно, взгляды Фишера на инфляцию были правильными для экономики XX века, но к 2150 году технологии могут измениться до такой степени, что более подходящей для общества будет другая инфляционная политика.

Биткоин имеет уникальные характеристики, поэтому аргумент о дефляционной долговой спирали может не работать

Как мы уже установили в 1 и 2 частях статьи, биткоин имеет ряд свойств, которые принципиально отличают его от традиционных денег, используемых в современной экономике, например, в денежных системах на основе доллара или золотого стандарта. Традиционные деньги, в том числе доллар США, основаны на долге, который является неотъемлемым свойством фиатных валют. Биткоин же имеет свойства, которые делают его устойчивым к кредитной экспансии, так как он не связан напрямую с долгом. Поэтому, в случае экономического кризиса и дефляции в экономике, основанной на биткоине, увеличение реальной стоимости долга может иметь куда меньшие последствия, чем можно представить. Таким образом, аргументы о дефляционной долговой спирали теряют актуальность, когда речь идет об экономике на основе биткоина. На наш взгляд, вполне вероятно, что многие критики биткоина не учли этот момент при оценке «минусов» дефляционного характера биткоина.

Уникальные недостатки биткоина с точки зрения инфляции

Но у биткоина есть не только потенциальные преимущества, которые могут помочь ему лучше противостоять негативным последствиям дефляции. Критики биткоина также упустили из виду некоторые недостатки биткоина, которые делают его более уязвимым для инфляции:

  • Произвольный вред окружающей среде. Еще один распространенный аргумент критиков биткоина – экологический ущерб, ведь майнинг – очень энергозатратный процесс. Хотя, как мы объясняли во второй части нашей серии, посвященной стимулированию майнинговой отрасли, эта проблема может быть раздутой, ведь майнеры могут выбирать географическое расположение для своих установок, чего не было никогда прежде. Это позволяет снизить экологический ущерб, ведь майнеры могут использовать неудачные энергетические проекты, а не инвестировать в новые. Тем не менее, следует отметить, что связанный майнингом биткоина экологический ущерб все же является значительным фактором. Поскольку стимулом для майнинга является получение комиссии за транзакции и вознаграждения за завершение блока (инфляция), рост инфляции ведет к повышению степени экологического ущерба и отрицательного внешнего эффекта. Если инфляция составит 2%, это будет означать, что по меньшей мере 2% стоимости системы в год будет тратиться на нанесение «ущерба» окружающей среде. Целевой уровень инфляции выбирается произвольно, и чем выше выбранная инфляция, тем выше степень экологического ущерба. Можно даже провести параллели с существующей финансовой системой. Можно сказать, что политика центральных банков по стимулированию экономики и достижению целевого уровня инфляции также наносит сколь угодно высокий экологический ущерб, по крайней мере, в глазах некоторых критиков. Хотя связь между инфляцией и экологическим ущербом в экономической системе на основе биткоина является более прямой и измеримой. В системе биткоина инфляция не будет расти: вознаграждение за блок сокращается вполовину каждые четыре года, и вскоре стимулом к майнингу станет только комиссия за транзакции. Это означает, что уровень экологического ущерба будет определяться рынком, в том смысле, что он будет зависеть от суммы, которую пользователи готовы платить за безопасность, а не будет неограниченно высоким, как было бы в результате инфляционной денежно-кредитной политики.
  • Согласование интересов майнеров и пользователей. В настоящее время главным стимулом для майнеров является вознаграждение за блок, а не комиссия за транзакции. Как следствие, мы имеем ряд потенциальных проблем в экосистеме, например, расхождение интересов манейров и пользователей. Например, майнеры могут исключать транзакции из блоков, что противоречит интересам пользователей. У майнеров будет меньше причин это делать, если главным стимулом для них станет комиссия за транзакции, и дефляционный характер биткоина позволяет надеяться, что рано или поздно это произойдет.
  • Неспособность создавать ценность. Ограничение эмиссии – вот главный аргумент в пользу покупки биткоина для инвесторов. Скорее всего, именно этот факт вызвал у инвесторов первоначальный интерес, необходимый  для активного старта системы. Если бы создатели сделали ставку на постоянную инфляцию, биткоин, возможно, не сумел бы добиться сегодняшнего успеха, несмотря на то, что с экономической точки зрения дефляция уступает инфляции.

Ирония этого спора в том, что экономическая критика уместна лишь в том случае, если биткоин будет суперуспешным

Большая часть этой дискуссии посвящена экономике биткоина и основана на предположении о том, что биткоин получит настолько широкое распространение, что его инфляционная динамика повлияет на общество. На наш взгляд, это маловероятно, а для критиков биткоина вообще должно быть чем-то из разряда фантастики. Да, биткоин может занять определенную нишу как устойчивое к цензуре цифровое платежное средство, но вряд ли он станет основной валютой в экономике. Поэтому любые споры о дефляционном характере биткоина в любом случае следует считать не имеющими отношения к реальности, оттого довольно странно, что некоторые критики приводят это его свойство как аргумент против биткоина.

Пол Кругман писал об этом еще в 2013 году в статье «Биткоин – зло». Несмотря на то, что Кругмана часто высмеивают в биткоин-сообществе, особенно в связи с его комментарием 1998 года, «к 2005 году станет ясно, что интернет влияет на экономику не больше, чем аппарат факсимильной связи», различие, которое он проводит в следующей цитате, кажется нам точным и разумным:

Поговорим о том, является ли биткоин «пузырем», и полезен ли он – отчасти хотя бы для того, чтобы мы не путали эти вопросы.

Возможно, Сатоши считал, что ограничение эмиссии и ставка на дефляцию могут помочь системе стать успешной, даже если с точки зрения общества умеренная инфляция была бы более полезна. С точки зрения проектирования систем, приоритетом должно быть создание работающей платежной системы, поскольку система, которая не пользуется успехом, даже если она гипотетически выгодна для общества, в конечном итоге бесполезна.

Заключение

Мы пришли к выводу, что сторонники биткоина могут руководствоваться отнюдь не «экономической наивностью», как считают некоторые критики криптовалюты, а глубоким пониманием взаимосвязи между долгом, дефляцией, свойствами денежных средств и кредитной экспансией. В ответ можно возразить, что непонимание взаимосвязи между деньгами и долгом и потенциальной способности биткоина в некоторой степени разделить эти два считающихся неразрывными понятия, свойственное экономическому мейнстриму, и есть самая главная проблема. Действительно, для многих способность биткоина разделять долг и деньги и тем самым приводить к формированию дефляционного климата без возникновения дефляционной долговой спирали – его самое главное достоинство, а не недостаток.

Но, даже если биткоин решил эту экономическую проблему, наивно думать, что он мог бы привести к экономическому процветанию. Биткоин – новая и уникальная денежная система, которая с большой степенью вероятности вызовет больше экономических проблем, только неожиданных и новых. Ведь идеальных денег нет. Возможно, ошибочно применять традиционные экономические модели прошлого с их известными проблемами к этому новому типу денег. Определение потенциальных экономических проблем биткоина может потребовать более тщательного и долгосрочного анализа и более глубокого понимания его технологии.

По иронии судьбы, если представить, что связанные с дефляцией экономические проблемы могут стать актуальными, как пугают критики, это будет означать, что биткоин получит повсеместное распространение и будет чрезвычайно успешным. Возможно, в этом случае самым умным будет купить его и «HODL».