Артур Хейс, 25 марта 2019 г.
Вы стойко терпели убытки или пытались распродать остатки криптовалюты задешево, открывая рыночные ордеры на продажу по последней цене? В первом квартале 2019 года наблюдается снижение объемов торгов, волатильности и цены криптовалют. Локальные минимумы конца 2018 года пока не протестированы; но сейчас на рынке идет такая бойня, что невольно чувствуешь себя, как в посольстве Саудовской Аравии.
Трансформация балансов криптовалютных инвесторов еще не закончена: сообществу нужно «переварить» убытки, а незадачливым массам придется еще немного потерпеть, прежде чем вернуться в игру.
Еще не всё потеряно; ни один актив не движется линейно, только вверх или вниз. 2019-й будет довольно вялым, но к концу года появятся признаки восстановления. Мощные печатные станки центробанков на какое-то время остановились, но софисты от экономики не могли противостоять сладкоголосому зову легких денег — сейчас они активно придумывают научное обоснование (да-да, речь о тебе, MMT), чтобы оправдать очередную глобальную вакханалию по печатанию денег.
Но не стоит отчаиваться. CRipple все еще стоит больше нуля. И рост TRON, новомодной религии, основанной Джастином Саном и продвигаемой «папой», CZ, говорит о том, что в желающих покупать шиткоины по-прежнему нет недостатка.
Электрокары и идиоты из пустыни
Хотя биткоин построен на базе инновационной технологии, технические достоинства его протокола не существуют в вакууме. Большое значение имеет ситуация на мировом валютном рынке. От нее зависит, насколько инвесторы готовы отбросить скептицизм и поверить в будущее криптовалюты.
В 2018 году всемогущая Федеральная резервная система начала сокращать баланс и повышать краткосрочные процентные ставки. Мир все еще пляшет под дудочку доллара. Финансовым учреждениям и правительствам нужны дешевые баксы, и с 2008 года, когда прогремел глобальный финансовый кризис, ФРС с радостью удовлетворяет эту потребность.
Технологические венчурные фонды никогда этого не признают, но дешевые доллары — вот настоящий секрет их успеха. Как еще убедить инвесторов постоянно финансировать предприятия, которые приносят только убытки, пока не «выйдут на новый уровень» и не достигнут прибыльности? Каждый стартап мечтает стать новым Facebook.
Когда инвестиции в государственные облигации приносят нулевой или отрицательный доход, отчаявшиеся инвесторы готовы на все ради доходности. Прекрасным примером может служить Tesla. Лорд Элон — мастер по копанию глубоких ям и сжиганию в них денег инвесторов. Tesla место не на Nasdaq, а в компании «Нью-йоркские бублики» — отличное название для фирменного вкуса.
Рынок не разделяет моего пессимизма в отношении Tesla, инвесторы продолжают выстраиваться в очередь, чтобы прикупить горячие пирожки с дерьмом от Элона Маска. И можно ли их винить? Если вы вложили весь капитал в компании S&P500, как еще вы продемонстрируете инвесторам эффективность своего инвестиционного портфеля?
Еще один пример помешательства на легких деньгах — Vision Fund.
- Завысьте «стоимость» ваших инвестиций, при этом формально оставаясь на балансе Softbank.
- Найдите группу легковерных идиотов из пустыни (звездный час для бывших специалистов по кредитам из Deutsche Bank – «Дерзайте! Смелость города берет»).
- Продайте своих приватных единорогов по ничем не обоснованной цене фонду, битком забитому лохами из пустыни.
- Получите деньги и пустите их на выплату дивидендов японским инвесторам.
Эти предприятия процветали, пока ФРС держала ставку на уровне 0% и реинвестировала доход от облигаций и ценных бумаг, обеспеченных закладной (MBS). Цена акций TЕSLA достигла рекордного уровня в середине 2017 года. С тех пор Элон изо всех сил пытается создать достаточно шума, чтобы удержать высокий курс акций. Уверен, что он не в восторге от того, что держателям облигаций нужно выплатить около 1 миллиарда долларов, потому что цена акций не достигла 360 долларов.
Энтузиазм легковерных инвесторов Vision Fund из пустыни также охладел. Они проигнорировали призыв фонда инвестировать еще 20 миллиардов долларов в компанию We-Work. В итоге компания получила всего 2 миллиарда.
Когда долларов становится мало, инвесторов озаряет, что прибыль можно получить, инвестировав снова и снова.
Пик криптоидиотизма приходится на декабрь 2017 года — незадолго до того, как ФРС приступила к ужесточению монетарной политики. 2018-й не пощадил никого: ни перспективные криптоактивы, ни шиткоины.
Но все меняется. ФРС не смогла пережить 20% коррекцию индекса SPX. В плане действий, приведенном в протоколе последнего заседания ФРС, не предусмотрено повышение ставок раньше конца 2019 года. ФРС начнет реинвестировать резервы в третьем квартале. От увеличения баланса ФРС нас отделяет самая малость.
Пекин знает, что Китаю нужно изменить баланс в экономике и увести ее от подогреваемых кредитами инвестиций в основные фонды. Но у Си Цзинпина, по-видимому, не достает смелости реализовать такие болезненные перемены. Поэтому НБК отказался от любых попыток сдержать рост кредитования. Два самых влиятельных центробанка в мире постепенно возвращаются в режим сверхлегкого кредитования.
В начале легкие деньги появятся в более высокопрофильных и ликвидных бросовых активах, а затем придут и на криптовалютный рынок. В 2019 году нас ожидает парад IPO лучших компаний по уничтожению капитала. Uber, Lyft, AirBnB и, возможно, We — по слухам, все они планируют провести IPO в этом году.
Судя по всему, желающих принять участие в предстоящем IPO Lyft более чем достаточно. Определенно, это будет веселый год.
Если этим красавцам удастся достичь верхушки ценового диапазона и торговаться выше цены IPO, можно не сомневаться — вечеринка началась. Криптовалюты ощутят приток легких денег последними. Слишком многие потеряли слишком много денег за слишком короткое время, чтобы быстро вернуться на рынок.
Повод для оптимизма
Первые признаки восстановления появятся в начале 4-го квартала. Легкие деньги и коллективная амнезия — убойное сочетание. Кроме того, после двух лет экономии у мелких спекулянтов наверняка накопилась пара шекелей, которые можно пустить в дело.
Спад в 2019 году будет интенсивным, но биткоин вернется к отметке $10 000. Это очень важный психологический барьер — и прекрасная, возбуждающая круглая цифра. Если биткоин доберется до $20 000, восстановление будет полным. Однако не забывайте: биткоину потребовалось 11 месяцев, чтобы подняться с $1000 до $10 000, и меньше одного месяца — чтобы взлететь с $10 000 до $20 000 и вновь опуститься до $10 000.
Мелисса Ли, обрати внимание на мой прогноз: это “$10 000”, и я его придерживаюсь.