Летняя замануха

(Все мнения, выраженные в этом материале, отражают личную точку зрения автора и не должны служить основанием для принятия инвестиционных решений или расцениваться как рекомендация или совет по инвестированию.)

Большинство моих эссе в 2021 году были посвящены факторам, формирующим мое оптимистичное представление о будущем криптовалют. Текущие события, разворачивающиеся на наших глазах, удостоились всего нескольких слов. В эпоху инфлюэнсеров в белом пальто, ведущих ожесточенные интернет-баталии за все хорошее против всего плохого, критическая деконструкция популярных нарративов с помощью логики и здравого смысла не особо приветствуется. Я предпочитаю читать простыни в несколько тысяч слов — даже если не согласен с автором — потому что такой объем позволяет автору углубиться в суть вопроса. Мало что в этом мире строго черное или белое — все имеет оттенки серого. Да и 6-секундные видео в ТикТоке — тот еще источник информации.

Может быть, я просто старый ханжа, который не хочет изображать «дакфейс» и завлекать потенциальных читателей дешевыми понтами вроде фото перед чужим роскошным особняком или авто. 

В этой статье я выскажу свои мысли по нескольким актуальным темам, которые сегодня варятся в котле нарративов популярных СМИ. Моя цель — заставить вас задуматься. Не стоит воспринимать мои размышления как руководство к действию или практическую рекомендацию по торговле. Но если какой-нибудь из моих выводов противоречит вашим убеждениям относительно того или иного криптовалютного актива, надеюсь, мои слова заставят вас задуматься и, возможно, даже изменить  свою точку зрения.

«Диванные» войска берут под контроль экологическую политику

Я рад, что провожу больше времени с ракеткой на корте, чем в Твиттере. Если и найдется тема, которая моментально выводит меня из себя, так это экология, социальное развитие и корпоративное управление, объединенные звонкой аббревиатурой ESG, а именно теория о том, что ископаемое топливо — корень всех зол, и что сегодня экономически целесообразно полностью от него отказаться. Я уверен: если слепо следовать этому фундаментальному заблуждению, то это приведет к чудовищным ошибкам в распределении капитала из-за недальновидности.

Не отрицаю, сжигание ископаемого топлива наносит серьезный вред окружающей среде. Энергия контролирует все сферы нашей жизни. Мы потребляем энергию, чтобы жить и получать удовольствие. И способы производства энергии также влияют на окружающий мир.

Вот что я знаю (ведь я умею пользоваться интернетом):

В млрд единиц

1950

2019

Рост (%)

Выбросы CO2

6,00

36,44

507,33%

Население планеты

2,50

7,70

208,00%

Мировой ВВП

9,25

87,80

849,19%

Факт: с 50-х годов прошлого века люди стали богаче и плодовитее. Это привело к увеличению численности населения планеты.

Факт: мировой ВВП также вырос. Поскольку население мира стало богаче, мы стали производить больше товаров и услуг, что в конечном итоге привело к тому, что людям стало легче и приятнее жить на свете.

Факт: на протяжении большей части последних 150 или около того лет сжигание ископаемого топлива было — и, по большому счету, остается — самым эффективным и дешевым способом производства энергии, необходимой для продолжения праздника потребления в глобальном масштабе. 

Факт:  интенсивное потребление энергии для повышения качества жизни привело к увеличению выбросов углекислого газа.

Если бы вы были мировым правительством, что бы вы сделали, исходя из этих простых фактов?

Приказали бы рожать меньше детей, чтобы снизить нагрузку на ресурсы и окружающую среду? Вряд ли. Большинство правительств поощряют деторождение из-за снижения численности трудоспособного населения.

А может, велели бы всем вернуться на лоно природы, самим себя обеспечивать, умирать от излечимых болезней и вести простую жизнь, лишенную благ цивилизации? Сомневаюсь. Мы привыкли к определенному уровню жизни. Нам с детства внушают, что рост бесконечен, а жизнь — это череда удивительных покупок, которые ведут ко все большему и большему счастью.

Может, тогда вы призовете мир прекратить сжигать ископаемое топливо и заменить его энергией ветра и солнца? Бинго — это самый простой способ заручиться поддержкой масс, не требуя от них напрямую жертвовать своим образом жизни. 

Как заядлый лыжник, я люблю морозный воздух и девственно чистые горные склоны с глубоким пушистым снежком. Проблема борцов за общественную добродетель, контролирующих нарратив в мейнстримовых СМИ, и подхода, который они исповедуют, в полном игнорировании того факта, что на планете как никогда много людей, желающих жить с удовольствием, а для этого нужно все больше энергии по доступной цене. А поскольку мы еще не придумали, как производить возобновляемую энергию по доступной цене в глобальном масштабе, с нашей нынешней инфраструктурой поддержание низких цен на энергию для население невозможно без сжигания ископаемого топлива.

Но я всего лишь мелкий «диванный» вояка,  а рынок уже сказал свое слово. 

Ископаемое топливо = плохо

Ветер, солнце и другие возобновляемые источники энергии = хорошо.

Недавно я начал читать Doombert — толковый блог о текущих событиях с ежедневной рассылкой. На этой неделе в Doombert была опубликована статья о стоимости энергии. В ней есть интересная мысль о том, что всю мировую энергию сегодня контролирует Ларри Финк — исполнительный директор компании Blackrock, которая управляет ETF и взаимными индексными фондами на триллионы долларов и является самой влиятельной инвестиционной организацией в мире. Финк — адепт ESG, а значит, в ближайшее время традиционному нефтегазовому сектору не видать дополнительных инвестиций. 

Строительство и обслуживание инфраструктуры для добычи энергоносителей требуют огромных капитальных затрат. Без открытых рынков или прямой государственной поддержки добывающим компаниям очень трудно найти финансирование. Из-за слишком долгого времени окупаемости и слишком больших капиталовложений частные компании не могут строить и обслуживать инфраструктурные проекты. Поэтому те, кто контролирует крупные пулы капитала (Финк), оказывают огромное влияние на стратегическое направление развития корпораций и глобальную энергетическую политику в целом.

Люди и организации, подобные Финку и Blackrock, будут и дальше лишать сектор ископаемого топлива финансовых ресурсов и направлять их в компании, занимающиеся проектами в сфере возобновляемых источников энергии. Поможет ли это производить необходимую миру энергию по приемлемой цене? Ответ на этот вопрос мы узнаем только годы спустя.

Китай запрещает биткоин… снова

Несколько недель назад стало известно, что крупных китайских майнеров ожидает отключение электроэнергии. Пекин серьезно относится к своим обязательствам по сокращению выбросов углекислого газа. И это можно понять — разбогатев в результате индустриализации, люди стали задумываться об окружающем мире, и негативное влияние на экологию стало неприемлемым для нового класса коммунистической элиты. Майнеры биткоина в Китае используют много дешевой угольной энергии, и это должно прекратиться.

Недавно я побывал в гостях у своего приятеля, который, с полным комфортом обосновавшись в идеально ухоженных джунглях Букит-Тимаха, держит майнинговую ферму в Норвегии. Так вот, его ферма использует исключительно возобновляемую энергию. Правда, главным в этой поездке для меня стала не ценная информация, которую я узнал, а то, что я впервые попробовал индийский манго Альфонсо. Этот сорт манго славится во всем мире своей сладостью и насыщенным вкусом. Его трудно найти за пределами Индии, потому что плоды быстро портятся. Спасибо, старик.

Но вернемся к биткоину. Я спросил своего приятеля, насколько вероятен отток майнеров из Китая. Местное сообщество постоянно опасается, что Китаю надоест поддерживать майнинговую индустрию, и значительная часть хэш-мощностей просто исчезнет. Он рассказал, как несколько лет назад к нему обратилась компания, занимающаяся майнингом, с просьбой предоставить ей крышу над головой. Он назвал цену, но компания ответила, что в Китае это стоит в 5 раз дешевле, и на этом разговор закончился. Недавно эта компания снова обратилась к нему с той же просьбой, донимая моего друга уточнением условий и предлагая практически любую цену.

Новые и старые установки для майнинга попадают на рынок через брокеров. Если знать нужных людей, можно купить тысячи машин. Китайские майнеры либо продают свои установки, либо находят хостинг за рубежом. Оставаться в Китае — не вариант.

Нарратив ESG сейчас в центре внимания, потому что самые привлекательные места для майнинга биткоина — те, что соответствуют требованиям ESG. Эта «печать одобрения» позволяет институциональным инвесторам поставить галочку в поле «Экологическая ответственность» и спокойно инвестировать. Майнинг — чрезвычайно капиталоемкий процесс, и по мере развития криптовалютной экосистемы затраты на поддержание конкурентоспособности будут только расти. Институциональный капитал необходим, чтобы не отставать от роста сатоши. Запомните это.

Биткоин = ESG- аккумулятор

В мире, где финансовую поддержку получают только проекты в сфере возобновляемой энергетики, а инвестировать можно только в майнинговые фермы, работающие на возобновляемой энергии, майнеры биткоина должны находиться в непосредственной близости от источников такой энергии. Это очень важно, потому что самая большая проблема с возобновляемыми источниками энергии в том, что обычно они располагаются в отдалении от населенных пунктов. 

Стоимость энергии ветра и солнца прямо пропорциональна эффективности аккумуляторов. Эти технологии совершенствуются с колоссальной скоростью благодаря общественному вниманию и капиталу инвесторов. Но существующие и предлагаемые аккумуляторные технологии требуют определенного сырья, которое в количествах, необходимых для ESG-революции, имеют лишь несколько стран. К сожалению для капитала, эти страны не являются крупными мировыми экономиками. ESG-революция — это еще один способ привить привычки развитых стран развивающимся странам, обладающим важнейшими природными ресурсами. В результате мы получим еще одну небольшую группку семей, которые смогут гулять по Найтсбриджу. 

Этой статье уже 3 года, но она дает отличное представление о металлах, необходимых для того, чтобы обеспечить энергией наше светлое будущее. Простите мой сарказм. Нас убедили, что залог нашего возобновляемого, безуглеродного энергетического будущего — добывание из земных недр огромного количества всякой всячины. Вместо того чтобы добывать углеводороды, мы будем добывать кучу промышленного сырья. Прогресс!

Идея о том, что биткоин — лучший в мире аккумулятор, не нова. Стоимость хранения и транспортировки энергии от места ее производства до места потребления весьма внушительна. Биткоин — первая настоящая валюта, обеспеченная электроэнергией. Сеть биткоина работает благодаря подключенным к интернету майнерам, которые потребляют электричество (т. е. энергию) для выполнения вычислений. Полученная таким образом энергия сохраняется в абстрактной форме — в виде биткоина, который легко передать из точки в точку.

Замкнутая энергетическая экономика биткоина может устранить необходимость в массовом строительстве хранилищ возобновляемой энергии вблизи населенных пунктов. Позвольте мне объяснить:

      1. Ветряная электростанция расположена в ветреной части какого-нибудь штата. Капитал для ее строительства был получен путем выпуска облигаций, деноминированных в биткоинах, для фанатиков ESG, которые хотят поддержать инфраструктуру возобновляемых источников энергии. 

      2. Электростанция подключена к майнинговой установке и зарабатывает биткоин, количество которого зависит от ее хэш-мощности.

      3. Держатели облигаций электростанции получают купон в виде биткоина, добытого в результате работы. Купон — переменная и представляет собой общую сумму всех доходов в биткоине за вычетом расходов на эксплуатацию ветряной электростанции.

      4. В городе нужная энергия по-прежнему производится с использованием «грязного» ископаемого топлива, но она стоит непомерно дорого, чтобы минимизировать общий вред для окружающей среды.

      5. Потребитель энергии, наш ESG-воин, ездит на крутом электрическом внедорожнике Pontiac (я вырос под Детройтом, так что новый внедорожник Tesla никакой не новый — это Pontiac). Чтобы заплатить за энергию, он использует свои проценты в биткоинах, полученные по облигации электростанции для возобновляемого майнинга биткоинов.

      6. Зарядная станция подключена к местной сети и покупает энергию на спотовом рынке за биткоин (в зависимости от цены BTC/кВт/ч), а потребитель платит эту цену с небольшой наценкой.

Эта гипотетическая энергетическая экосистема вполне реалистична. Энергия по требованию производится в непосредственной близости к потребителю с использованием ископаемого топлива по гораздо более высокой цене. Чтобы компенсировать высокие затраты на энергию, практичные потребители могут генерировать ее на ветреных или солнечных участках, использовать полученную энергию для добычи биткоина, и тратить заработанные биткоины на поддержание привычного образа жизни.

Майкл Сейлор: раздолбай или гений?

Ответ на этот вопрос обычно зависит от цены биткоина. Дело в том, что Сейлор, генеральный директор Microstrategy, превратил свою компанию в псевдобиткоиновый фонд ETF.

В 2020 году у него хватило наглости выпустить облигации на $1,6 млрд и использовать полученные средства для покупки биткоина. Вот это я понимаю! 

Ниже показан график текущего распределения долга MSTR по годам погашения.

Конвертируемая облигация с купоном 0,75% подлежит погашению 9 декабря 2025 года. Срок погашения облигации с купоном 0% наступает 17 февраля 2027 года. Если у MSTR не будет денег для погашения основного долга, или она не сможет получить доступ на рынок корпоративных облигаций, тогда (и только тогда!) MSTR будет вынуждена продать активы.

Вопрос в том, при какой доходности рефинансирование облигаций станет нерентабельным. Ответ на этот вопрос зависит от соотношения курса биткоина и роста денежной массы в США. Как мы знаем, этот показатель определяется Федеральной резервной системой. Если использовать историческую доходность за последние 5 лет (см. ниже), ставка рефинансирования по 5-летним облигациям должна превышать 5 808% за 5 лет или 1 162% за год. При такой ставке компании фактически закрыт вход на рынок корпоративных облигаций.

У MSTR вполне жизнеспособный бизнес, приносящий реальные деньги, поэтому я считаю такую ситуацию маловероятной. Дело в том, что многим институциональным инвесторам, покупающим облигации, не хватает здравого смысла. Они слепо следуют набору инвестиционных клише. Поэтому если доходность корпоративных бумаг MSTR будет достаточно привлекательной по сравнению с бенчмарком, они выкупят все, что смогут, даже если ненавидят биткоин до глубины души. MSTR — зарегистрированная на бирже, проверенная компания довольно внушительного размера, поэтому ее бумаги будут выкупаться независимо от того, как генеральный директор распоряжается вырученными от их продажи деньгами. Вот она, сила пассивного индексного инвестирования. Довольно изящно использовать лень профессиональных инвесторов, чтобы инвестировать в идею, суть которой сводится к их устранению.

Но не волнуйтесь: если за штурвалом вашего инвестиционного корабля Сейлор, он будет и дальше вести его по бурному финансовому морю и не бросит вас на произвол стихий.

Бонусный график — динамика каждой облигации MSTR в сравнении с ценой акций компании и ценой биткоина. Сюрприз, сюрприз: биткоин снова всех обошел.

Сейлор не собирается останавливаться. Он будет продолжать набирать дешевые корпоративные долги до тех пор, пока институциональные инвесторы будут платить. Недавно MSTR выпустила еще одну облигацию на $500 млн с купоном 6,125% и сроком погашения в июне 2028 года; по данным Bloomberg, ее доходность составляет 5,71%. 

Эй, тиктокеры, что больше: 5,71% или 1,162%? Уверен, вы ответите на этот вопрос меньше чем за 6 секунд. 

Браво, Сальвадор!

Еще слишком рано трактовать это событие как начало конца слепой верности глобальной платежной системе, из-за которой ВВП развивающихся стран теряет драгоценные процентные пункты. Если вы не в курсе, по инициативе президента в Сальвадоре был принят закон, который признает биткоин законным платежным средством. Президент надеется, что отправители будут использовать для передачи денег именно его, а не традиционные каналы, переводы по которым требуют высоких затрат. 

Не факт, что небольшие транзакции с биткоином обойдутся дешевле, чем обычный перевод. По-настоящему революционным достижением стала бы оплата труда внутренней рабочей силы в биткоинах. Тогда бы не пришлось платить за  конвертацию долларов в биткоины. 

Многие развивающиеся страны поставляют на мировой рынок только дешевую рабочую силу. Предыдущий президент США назвал бы эти страны «дырами». В Азии женщины из Филиппин, Индонезии, Мьянмы и других бедных стран АСЕАН чистят наши туалеты, готовят нам еду и воспитывают наших детей. Что если бы они решили, что будут работать только за биткоин? Стали бы вы, как работодатель, спорить с ними или нашли бы способ платить в биткоине? Это интересный мыслительный эксперимент — мы часто считаем, что дешевая домашняя прислуга, которая делает нашу жизнь легкой и приятной, ни на что не влияет. Но если бы пришлось выбирать: заниматься депрессивной домашней работой или купить немного биткоинов, я бы точно поспешил к ближайшему банкомату BTC.

На календаре  — лето

Наблюдая за вакханалией на биткоин-конференции 2021 года в Майами, я испытал настоящий FOMO. Что-то надо менять в жизни. Может, пойти к портному и заказать белый костюм, как у Макса Кайзера? Для европейских криптовалютчиков лето — не лето, если они не отметятся на любимых средиземноморских курортах. Уверен, что в Scorpios на Миконосе этим летом музыка не будет смолкать ни на минуту. Но в большинстве стран за пределами США и ЕС еще действуют (и будут действовать) карантинные ограничения. 

Тот слабый приток фиатных денег в криптовалюту, который мы наблюдаем сейчас, обеспечивают США и ЕС. Народ проснулся и понял, что инфляция реальна, и надо что-то с этим делать. Но на дворе уже лето. 

Каждый раз, когда мне хочется открыть сделку, я смотрю на календарь. Продавай в мае и гуляй! Просто и гениально. Северное полушарие будет загорать на пляжах, без масок, наслаждаясь жизнью. Некоторые будут тратить свои «собачьи» деньги на земные удовольствия, гав-гав. В любом случае никто не будет сидеть перед экраном, нажимая кнопки. 

Я пишу об этом каждый год. Падение волатильности никогда не разочаровывает. Эффект летнего застоя проявится еще сильнее, когда многие заново откроют для себя прелести человеческого общения за пределами карантинного пузыря.

Но не волнуйтесь: за лето накопится достаточно неотыгранных макроэкономических новостей, чтобы бабахнуть осенью. А до тех пор — до свидания.