Жизнь в кремнии

(Все мнения, выраженные в этом материале, отражают личную точку зрения автора и не должны служить основанием для принятия инвестиционных решений или расцениваться как рекомендация или совет по инвестированию.) 

Если посмотреть на историю человечества, становится очевидно, какую колоссальную роль сыграла удача в обстоятельствах нашего нынешнего существования. Читатели этого блога — использующие гаджеты с выходом в интернет, сидящие в помещениях с климат-контролем и обсуждающие лучший вариант инвестирования своих избыточных доходов — настоящие счастливчики. Наше рождение — это лотерея, и самый вероятный ее исход — голод, рабство, бессмысленный труд и/или жестокая борьба. Мы неохотно признаем роль удачи в нашем существовании, потому что это напрямую противоречит понятию самоопределения и представлению о том, что наша жизнь целиком и полностью зависит от нас.

Но как просвещенные граждане различных национальных государств мы стремимся создать равные условия, в которых каждый сможет достичь достатка независимо от исходных условий. Некоторым странам это удается хорошо, другим — чуть хуже, но в целом дела обстоят гораздо лучше, чем раньше — во многом благодаря тому, что самые эффективные идеи обеспечения равенства распространяются быстрее благодаря международным путешествиям и интернету.  

Национальные государства всегда были объединением людей, разделяющих схожие убеждения. Национальное государство — это волнистая линия на карте, за которой стоит история основания/миф, придающие легитимность правящей структуре. Живущих среди нас еретиков или терпят, или изгоняют, или убивают. Количество пользователей или субъектов национального государства на макроуровне определяет ресурсы, которые может использовать его правительство. Именно поэтому правительства уделяют такое внимание демографии. 

Характер государства (инклюзивный или экстрактивный) определяет его терпимость к свободному перемещению его подданных. Если власть на вашей территории опирается на идеалы, которые служат лишь небольшой части общества, а переезд обходится достаточно дешево, люди уезжают. Основная причина иммиграции — идеологические конфликты с властью (неприятие доминирующих в обществе идей или нарратива) и/или нехватка ресурсов/возможностей.

Свобода передвижения по всему миру в доковидные времена — это аномалия, если рассматривать ее в контексте всей истории человечества. Допустим, вы хотите исповедовать определенную религию или работать в определенной отрасли — далеко не всегда считалось в порядке вещей просто купить билет бюджетной авиакомпании и начать жизнь с чистого листа на новом месте (сколько угодно раз). Во многих уголках мира это невозможно и сейчас.

Коронавирус и реакция национальных правительств на иммиграцию подорвали нашу мобильность. Местонахождение утробы матери, из которой вы появились, теперь важнее, чем ваша личность. Тех из нас, кто привык к свободе передвижения и свободе самостоятельно выбирать свое сообщество, новая реальность приводит в ярость. Но это всего лишь возврат к среднему значению.

Но не всё так безнадежно. 60% населения мира подключено к интернету. Это больше, чем любое искусственно созданное национальное государство. Ограничения из-за коронавируса ускорили повсеместное внедрение технологий на базе интернета. Хотя многие из нас не могут физически посетить своих друзей в других странах (или даже соседей по дому), мы можем общаться с ними онлайн. Это не умаляет важности физического общения, но пока мы не будем готовы восстать и перехватить власть из костлявых рук дряхлеющих политиков, которые отвечают за глобальные меры борьбы с COVID, наша реальность не изменится.

Затраты на общение с теми, кто разделяет наши убеждения, через интернет упала почти до нуля. На фундаментальном уровне национальные государства настоящего и будущего, основанные на общей иллюзии, представляют собой коллекции аватаров в различных метавселенных. С формированием в этих метавселенных собственных экономик с характерными свойствами способность «перемещаться» для улучшения своего положения также упадет почти до нуля.

Вопрос теперь в том, какие виды метавселенных возникнут? В этом эссе я предполагаю, что в будущем будет два вида метавселенных: корпоративные или закрытые метавселенные, в которых активность ограничена четкими правилами, а творчество направлено в «приемлемое» русло; и общественные или открытые метавселенные, где разрешена любая и всякая активность, а творчество не сдерживается никакими рамками. Поскольку затраты на «переезд» равны нулю, открытые системы, хотя и более дорогие в обслуживании из-за отсутствия прямой прибыли, со временем уничтожат закрытые корпоративные метавселенные. И конечно, обществу метавселенной нужна будет собственная валюта… вы все знаете, какое сейчас время. Криптовалюта будет использоваться исключительно для поддержания жизни крупнейшей нации, существующей на кремниевых чипах на планете Земля.

Всё отменить

Социальные сети радикально изменили наше общение и взаимодействие. Поначалу в них царил полный беспредел. Крупнейшие американские и китайские технологические платформы, на которых сосредоточено большинство пользователей социальных сетей в мире, подарили всем полную свободу самовыражения. Когда устаревание телевидения и печатных СМИ стало очевидным, правительства по обе стороны идеологического спектра осознали «опасность» социальных сетей. Конкретные механизмы, использованные для «приручения» крупнейших социальных медиа, зависят от «-изма», который исповедует то или иное правительство.

В Китае Партия контролирует всё. Каждое сообщение отслеживается и открыто цензурируется, самоцензура процветает — никто не хочет оказаться выброшенным с платформы и потерять возможность общаться.

На «Западе», в так называемых либеральных демократических странах, крупным технологическим платформам грозит аннулирование ограничения  ответственности, которую они несут за размещаемый на них контент. У гигантов вроде Facebook, YouTube, Twitter и пр. есть целые отделы, которые занимается цензурой — в одностороннем порядке решают, что считать «фейковыми новостями». Если вы или ваша компания нарушите эти туманные правила, вас ожидает «отмена».

Помните Parler? Это была социальная сеть «со свободой слова», в которой нашли пристанище политически правые американцы. Пользователи Parler не верили в официальную версию событий, которую проталкивали большинство платформ, поддерживающих истеблишмент, и компанию быстро «отменили».

В чем мораль этой истории? Централизованные коммуникационные платформы всегда будут нелиберальны, потому что у каждого национального государства есть своя «утвержденная» история, и его долголетие как государства зависит от количества граждан, которые в нее верят. Свобода — это иллюзия; государство всегда может контролировать централизованные структуры, которые предоставляют населению пространство для взаимодействия. 

Количество метавселенных растет с каждым днем, и крупным мировым технологическим платформам придется подсуетится и предложить пользователям соответствующий продукт. Потому что если люди предпочитают проводить два часа в день в метавселенной, а не в TikTok, Instagram или Weibo, крупным технологическим платформам придется адаптироваться. Facebook уже активно инвестирует в оборудование для создания виртуальной метавселенной, и все остальные крупные социальные сети последуют его примеру.

Первыми самые иммерсивные и интересные централизованные метавселенные разработают корпорации. Они могут в одностороннем порядке выделять ресурсы по указке небольшой команды топ-менеджеров. Учитывая, что крупные технологические компании являются самыми прибыльными и обеспеченными капиталом организациями на Земле, только они могут позволить себе инвестировать миллиарды, необходимые для создания инфраструктуры первых метавселенных. 

Помните: хотя сегодня наибольшую ренту от интернета получают компании big tech, миллиарды долларов капитальных расходов на строительство и обслуживание физической инфраструктуры, необходимой для работы интернета, тратят провайдеры и телекоммуникационные компании. Google, Facebook, Tencent и др. — телекоммуникационные компании нового формата в метавселенной, к которой мы движемся. Именно они возьмут на себя огромные затраты на разработку носимых устройств и серверов для питания наших новых цифровых мегаполисов.

Как они убедят нас в том, что всем нам обязательно нужно переселиться в метавселенную? Они вернут нам свободу творчества и самовыражения. И совершенно бесплатно. Представьте себе, что ваша жизнь в физическом мире —  это жесткие ограничения, отсутствие экономических возможностей и свободы самовыражения, но теперь вы можете создать нового себя в идеальном виртуальном мире. После того как благодаря сочетанию аппаратного и программного обеспечения и сетей удастся создать первый по-настоящему иммерсивный опыт,  кривая восприятия взлетит до небес. 

В метавселенной возможно всё. Хотите показать свою крутизну? Купите NFT. Создать классное пространство? Наймите архитектора метавселенной, купите цифровую землю и постройте свой дворец, не ограниченный никакими физическими законами природы. Хотите встретить любовь всей своей жизни? Число потенциальных спутников жизни исчисляется миллиардами, а не теми, кто находится рядом с вами физически. Многие считают, что во взаимодействиях в метавселенной не будет этой неуловимой непредсказуемости жизни, но это только потому, что мы выросли в аналоговую эпоху. Современные дети осваивают смартфон еще до того, как научатся ходить, и становятся звездами Instagram, едва появившись из утробы матери. Одним словом, способы социализации непрерывно эволюционируют.

Что значит быть гражданином физической территории, если ваша самореализация происходит исключительно в уютном корпоративном саду метавселенной? Сегодня правительства не задумываются над этим экзистенциальным вопросом, но когда они увидят, что триллионы цукер-баксов вращаются в сфере, которую они не контролируют, берегитесь. Присяга на верность метавселенной, а не флагу, не приветствуется.

Вскоре после этого начнут медленно вводить ограничения — под давлением правительств платформы будут вынуждены ужесточить контроль над активностью в метавселенной. Корпорации будут упираться и сопротивляться, но в конце концов подчинятся, так как являются единой точкой отказа. И постепенно творчество и самовыражение будет направлено в приемлемые каналы. И тогда наступит звездный час маленьких, менее совершенных, но открытых метавселенных. Этот процесс может быть быстрым или медленным, но обратите внимание — с момента появления смартфонов в виде первого iPhone прошло примерно 13 лет. И хотя пользователей смартфонов сейчас в миллиарды раз больше, чем тогда, диапазон приемлемого поведения значительно сузился. Я предсказываю, что переход от закрытых к открытым метавселенным произойдет быстрее благодаря распространению биткоина и DeFi. 

Сезам, откройся

Люди будут проводить большую часть времени в метавселенной только тогда, когда появится «железо», способное обеспечить полноценное виртуальное существование. Этот момент еще не наступил. Затраты на разработку идеального экспериментального аппарата для путешествия по метавселенной будут исчисляться миллиардами, и их разделят между собой несколько крупных технологических компаний. Первое время лучшее оборудование будет работать исключительно в закрытых системах. Не в интересах крупных технологических компаний тратить деньги акционеров на разработку классного оборудования, а потом бесплатно предоставлять его всем желающим. 

Хотя существует (и будет существовать) множество общественных проектов по созданию альтернативных цифровых вселенных, без хорошего «железа», как в централизованных системах, виртуальный опыт будет неполноценным. Ощутив последствия гауссова распределения, люди оценят децентрализацию только после того, как лишатся свободы.

Но это не проблема — так у общественных проектов будет больше времени и информации для создания более реалистичной и свободной среды. Разработать открытую платформу, обеспечивающую максимальную творческую активность и свободу, чрезвычайно сложно. Регламентированные системы легче разрабатывать, потому что в них можно сузить допустимый диапазон самовыражения и активности. На примере закрытых систем открытые сообщества могут понять, что работает, а что — нет, не тратя свои скудные ресурсы.

Как и все в новой криптоэпохе, проекты будут выпускать токены для финансирования начального и текущего развития открытых метавселенных. Главная проблема, которую предстоит решить «токеномистам» метавселенной, — как создать экономику замкнутого цикла, способную окупить затраты на хостинг. Токен должен иметь собственную ценность и котироваться по сравнению с доминирующим энергетическим токеном, который принимают хостинговые компании.

Все в новой вселенной требует затрат энергии. Для размещения миллиардов людей в виртуальном мире нужна реальная инфраструктура. Пользователям метавселенной придется платить за серверы — будь то в виде налога на транзакции внутри метавселенной или комиссии за каждый байт данных, переданный в виртуальной реальности. Самая успешная платформа в конечном итоге сможет обеспечить нулевую или очень низкую начальную стоимость входа в метавселенную, но из-за слишком высокой активности могут быть введены налоги для покрытия расходов на поддержание инфраструктуры. Будет интересно понаблюдать за экспериментами платформ с различными экономическими моделями. Большинство из них потерпят неудачу, но будет и явный победитель. 

Эволюция децентрализованной автономной организации (Decentralised Autonomous Organisation, DAO или ДАО) позволит обеспечить эффективное децентрализованное управление самыми успешными открытыми метавселенными. Для эффективного управления открытыми метавселенными ДАО придется научиться с исключительным мастерством балансировать различные потребности участников и быстро принимать решения. ДАО — это оплот против нелиберальных тенденций, свойственных централизованным системам. Чем больше людей с их эго причастны к управлению метавселенной, тем больше она уязвима перед атаками и цензурой. 

Последний и самый важный вопрос — как управляющая ДАО платит за энергию, необходимую для работы метавселенной? Мыслящим машинам нужна цифровая валюта, которая прямо символизирует энергию. Такой валютой является биткоин. В процессе доказательства работы, Proof-of-Work, намеренно расходуется энергия ради получения виртуального токена. Биткоин — самая ликвидная и надежная криптовалюта из всех существующих. Поэтому обменный курс (токен метавселенной/биткоин) станет чрезвычайно важным. 

Доллар сохранит ценность, потому что в этой валюте оцениваются углеводороды, благодаря которым мы можем вести привычный образ жизни. Это дает его эмитенту привилегию печатать неограниченное количество денег для обмена на реальные товары и услуги. Открытые метавселенные, насчитывающие миллиарды пользователей и потребляющие огромное количество энергии, должны платить биткоин машинам, на которых держится сеть. Это еще один и, возможно, самый важный столп спроса, который будет поддерживать высокую цену биткоина. Если принять эту теорию, никакие торговые стратегии не нужны — достаточно просто HODL’ить.

Метавселенная — логический этап эволюции

Многие из нас не могут представить мир, в котором большую часть времени человечество проводит в виртуальной вселенной. Озадачит ли залетевших на огонек инопланетян раса разумных существ, которые сидят в хитрых устройствах, обеспечивающих освещение виртуального мира, а не взаимодействуют друг с другом физически? Возможно. Но если бы пришельцы изучили историю человеческой цивилизации, они бы узнали, что последние 50 лет — это скорее исключение, чем правило. 

Метавселенная — наша реакция на пандемию коронавируса и другие инфекционные заболевания, уникальная возможность, которой мы целиком и полностью обязаны технологическому прогрессу. Без современных технологий мы не смогли бы отреагировать на стремительно распространяющийся вирус так, как отреагировали. А если учесть, что ускорение внедрения технологий на базе интернета произошло только после того, как мы остановили мировую экономику для борьбы с вирусом, то метавселенная — это лишь логичный следующий шаг в эволюции мирового общества, готового пожертвовать личной свободой в борьбе с коронавирусом и другими подобными бедствиями.

Возврат к среднему — страшная штука.