(Все мнения, выраженные в этом материале, отражают личную точку зрения автора и не должны служить основанием для принятия инвестиционных решений или расцениваться как рекомендация или совет по инвестированию.)
Искусство — это выражение избытка энергии в человеческом обществе. Если рассматривать искусство с точки зрения чистой энергии, оно совершенно бесполезно. Но если рассматривать его как чистейшее проявление человеческой сущности, которое не укладывается в рамки основных инстинктов — потребления пищи, размножения и смерти, — то оно бесценно. Мы «работаем», чтобы отдыхать, а отдых обычно связан с какой–нибудь формой искусства: музыкой, кино, живописью, скульптурой, спортом и т. д. Все эти виды деятельности поглощают энергию, но приносят безграничное удовольствие как тем, кто ими занимается, так и тем, кто за ними наблюдает.
Появление сверхинтеллектуальных подключенных к сети мыслящих машин станет предвестником эры, когда человеческий труд станет экономически бесполезным. Освободившись от ограничений, которые накладывает на нашу жизнь необходимость трудиться, человечество обратится к новым цифровым мирам и творческому самовыражению. Наше будущее — это метавселенная.
Но что представляет собой «искусство» в чисто цифровом виде? Как мы будем «тратить» деньги, которые являются всего лишь энергетической абстракцией, охотясь за цифровыми предметами искусства? Можно ли считать NFT-искусство ничего не стоящим и вместе с тем бесценным — как «традиционные» формы искусства?
Искусство в формате NFT не имеет совершенно никакой ценности с энергетической точки зрения, но станет главным средством демонстрации социального статуса в чисто цифровом мире. Возможно, интеллектуалам-завсегдатаям Международной выставки современного искусства в Базеле и Венецианской биеннале бесконечно тиражируемые JPEG, которые продаются в блокчейне, кажутся чепухой, оно ни ничуть не глупее вычурных загогулин на холсте.
Вы ничего не стоите
Человеческий труд по большей части не оправдывает затрат энергии, которая для него требуется. В этом смысле сравнение человека с самообучающимся искусственным интеллектом будет не в пользу первого. Каким бы «умным» или «творческим» вы себя ни считали, в ближайшие десятилетия машины вас обойдут.
Что делать? Устав от карантина, старая гвардия (я имеют в виду миллениалов и народ постарше) вернется в спортзалы, на пляжи и в ночные клубы. Молодежь будет играть в видеоигры и создавать новые миры в цифровых метавселенных.
Коронавирус лишь ускорил эти тенденции. Сегодня большая часть мирового населения сидит по домам, и единственным средством взаимодействия с внешним миром для них являются гаджеты, подключенные к интернету. Хотите вы этого или нет, но значение вашей онлайн-личности со временем будет только расти. Метавселенная создается прямо сейчас, на ваших глазах, и вы участвуете в ее создании.
Метавселенная вместит в себя все, что только может придумать человеческий разум, она не будет ограничена законами физики, которые мы считаем непреложными и незыблемыми в материальном пространстве. В новых цифровых мирах появятся принципиально новые экономики и профессии, которые мы не можем себе представить. Надеюсь, эти профессии будут приносить такое же удовлетворение, как и традиционная работа, иначе нас ожидает бунт миллиардов беспокойных душ, которые будут возмущаться мнимым и реальным неравенством, особенно по мере дальнейшей концентрации капитала в руках технологических властелинов.
Самым влиятельным человеком в мире — по количеству пользователей, на которых он влияет, — является Марк Цукерберг. Он поставил все на кон, чтобы создать сообщество будущего и метавселенную на основе Facebook. По мнению Facebook, следующий этап эволюции цифрового сообщества — массовое использование устройств дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности, позволяющих человечеству создавать новые миры в цифровом пространстве.
Мобильное интернет-сообщество активно создается и в Китае. Все данные и взаимодействия осуществляются в сети, отслеживаются и контролируются государством. Китайская метавселенная дополнена баллами социального рейтинга, которые пронизывают все сферы жизни — как в сети, так и за ее пределами. Если учесть объем расходов на исследования и разработки в области искусственного интеллекта и 5G, похоже, Пекин считает, что будущее за цифровыми душами, подключенными к сети.
Независимо от политики, капитал на Западе и Востоке верит в метавселенную.
Геймеры всех стран, объединяйтесь!
По данным портала Statista, в 2020 году в видеоигры играли 2,55 млрд человек. В среднем геймеры проводят за игрой 54 минуты в день, или 6,33 часа в неделю.
Геймеры, которых больше 2,55 млрд человек, представляют собой самую большую группу связанных между собой людей. В ней представлены все традиционные национальности и религии. Интересно было бы узнать, кому больше преданы геймеры — игровому сообществу или своей стране/религии, но у меня нет этой информации. Готов поспорить, что чем больше времени геймеры проводят в своих виртуальных мирах, тем меньше они привязаны к национальному государству или религии (их заменяет внутриигровое сообщество).
Игры — это не только стрелялки. По сути, игра — это некая социальная активность в виртуальном мире. Со временем эта концепция трансформируется и превратится в любую активность внутри виртуального мира. Задумайтесь, сколько часов мы сейчас проводим в Zoom и Microsoft Teams, которые по сути являются виртуальными рабочими пространствами. В будущем мы будем посвящать виртуальному общению/работе еще больше времени.
Людям нравятся эти новые миры. Разделение на тех, кто предпочитает работать из дома (РИД или WFH) и тех, кто выбирает офис, определяется возрастом и уровнем доходов. Боссы-бумеры хотят видеть своих более молодых и бедных подчиненных в физическом офисе, где их можно контролировать. Их потенциальные подчиненные (если их работу можно выполнять в интернете) предпочитают сидеть в комфорте дома и пользоваться свободным временем, которое появляется благодаря отсутствию необходимости каждый день ездить на работу. По мере нашей дальнейшей социальной эволюции и формирования прочных связей в полностью виртуальной среде личные встречи для заключения сделок и договоренностей станут анахронизмом.
О пользе понтов
Человек — существо социальное. Мы часто что-то делаем или покупаем только для того, чтобы продемонстрировать всем свои ресурсы — показать, сколько энергии мы можем потратить. Эту идею как нельзя лучше демонстрирует экономика ночных клубов. Мы заходим в темное помещение, слушаем громкую музыку (искусство), танцуем (трата энергии сродни брачным играм) и платим непомерные деньги за алкоголь. Мы надеваем красивую одежду, которая не служит никакой практической цели, а лишь показывает, что мы потратили много денег, чтобы продемонстрировать свой социальный статус остальным посетителям клуба.
Ночные клубы для вас слишком вульгарны? Тогда другой пример — всемирная художественная выставка. Богатые и знаменитые любители искусства, творцы и кураторы тратят энергию, чтобы приехать в одно место в одно время. Они собираются, чтобы «коллекционировать» бесполезные картины, скульптуры и прочие арт-объекты. В мире высокого искусства существует своя социальная иерархия, ваше место в которой зависит от того, какую галерею вы представляете и/или сколько бесполезных штук вы собрали. Для общения с единомышленниками и просвещенными ценителями искусства предоставляется еда и напитки, а когда все заканчивается, все разъезжаются по домам, снова тратя энергию.
Именно социализация и общение делают человека человеком. Благодаря понтам мы воздвигаем памятники нашим богам и правителям. Благодаря понтам мы отправили человека на Луну. Благодаря понтам мы создали интернет и интегральные схемы. Понты — это одновременно и стопроцентная трата энергии, и необходимое условие для образования социальных связей, без которых невозможен прогресс и развитие цивилизации.
Как обитатели метавселенной будущего будут демонстрировать свое социальное положение? Если вернуться к играм, то уже сейчас стремительно развивающаяся экономика скинов для онлайн-персонажей указывает на цифровое будущее нематериальныхарт-объектов, в которых сосредоточены большие деньги.
По оценке DMarket, объем рынка скинов приближается к 40 млрд. долларов США.
Newzoo также провела исследование отношения американских геймеров к торговле скинами, которое показало много интересного.
Вот его ключевые результаты
- «Из американских геймеров, которые знают о скинах, 81% хотели бы получать реальные деньги за свои скины и заинтересованы в торговле скинами.Более двух третей этой группы не знают о крупных платформах для торговли скинами в США (в том числе о рынке сообщества Steam, DMarket, OpenSea и Bitskins)».
- «Важно отметить, что 75% геймеров, заинтересованных в торговле скинами, готовы потратить больше на скины, если бы они имели денежную ценность вне игры».
- Если говорить о демографии, то чаще всего используют игровую «косметику» молодые мужчины, но больше всего тратят мужчины постарше.
Наши онлайн-личности должны уметь понтоваться. Цифровые предметы в сочетании с нашими уникальными виртуальными личностями будут расти в цене. Спросите себя: на что скорее потратит $1000 завзятый геймер — на редкий скин или на сумку LouisVuitton (… и тут вы наверняка скажете: «Покажитемне сумку LV, которая стоит всего $1000»). Оба предмета служат одной цели: показывают, насколько ваш достаток позволяет вам бесцельно тратить энергию. И первое, и второе — дефицит в своем мире.
Понтовый предмет
Предметы, которые используются для понтов, должны соответствовать следующим критериям:
-
- Предмет должен быть бесполезен по своей сути; если он имеет какую-то практическую пользу, как, например, одежда, его можно заменить гораздо более дешевой альтернативой, выполняющей ту же функцию.
-
- Если сомневаетесь, проверьте, не упоминается ли предмет в каком-нибудь хите. Если да, то, скорее всего, это понтовый предмет и совершенно бесполезен.
-
- Обладание предметом должно служить пропуском в эксклюзивный клуб/закрытое сообщество.
- Предмет должен существовать в ограниченном количестве. Иначе говоря, быть редким/дефицитным.
- Предмет должен быть бесполезен по своей сути; если он имеет какую-то практическую пользу, как, например, одежда, его можно заменить гораздо более дешевой альтернативой, выполняющей ту же функцию.
Вы когда-нибудь носили кроссовки-носки? Balenciaga подарит вам эти неповторимые ощущения — всего за 1000 долларов.
Можно ли считать кроссовки Balenciaga понтовым предметом? Пройдемся по нашему списку.
Критерий 1.
Пару кроссовок для защиты ступней во время биомеханической активности, которую люди называют ходьбой, можно купить за гораздо меньшие деньги. И да, эта модель фигурирует в песне Карди Би:
«I like those Balenciagas, the ones that look like socks».
(Мне нравятся эти кроссы Balenciaga, похожие на носки).
Критерий 2.
Покупая эти кроссовки, вы показываете, что входите в небольшой круг ценителей высокой моды и можете позволить себе носить вещи бренда Balenciaga.
Критерий 3.
Эти кроссовки — не такой уж дефицит. Balenciaga выпускает их в достаточном количестве, чтобы любой, у кого есть $1000, мог их купить. Но с точки зрения денег они дефицитны, ведь большинство людей не могут позволить себе потратить $1000 на кроссовки.
Понты в мире криптовалют — NFT-арт-объекты
Невзаимозаменяемые токены или NFT (Non-Fungible Tokens) в настоящее время представляют собой просто запись о праве собственности. NFT-токен содержит информацию о том, какой криптографический открытый ключ является единственным истинным владельцем определенного фрагмента данных. При нынешнем состоянии рынка сами предметы искусства, право на которые закреплено в NFT, легко копируются, но оригинальное право собственности закреплено уникальным криптографическим кодом.
В связи с тем, что сегодня большинство NFT-арт-объектов имеют форму цифровых изображений и видео, скептики недоумевают, зачем платить деньги (энергию) за фрагмент данных, который можно скопировать бесплатно. Виртуальным искусством можно наслаждаться, не покупая его. Передавать его тоже можно бесплатно. Но скептики не понимают, что для понтов искусство само по себе совершенно не важно. Важно владение уникальным криптографическим сертификатом… NFT-токеном.
Материальный арт-объект имеет ценность, так как не может находиться в двух местах одновременно. Существует только одна Мона Лиза, которая находится в Лувре. А jpeg пикселированного камня может одновременно находиться где угодно. Так почему же оба стоят больше нуля?
В метавселенной недостаточно просто «носить» или «демонстрировать» свой цифровой предмет— нужно уметь доказать его дефицитность. Именно эту функцию и выполняет NFT.
У понтов в мире криптовалют две стороны. Во-первых, мы имеем крутые виртуальные кроссовки, симпатичного пингвина, пикселированное лицо или jpeg камня, которые можно разместить в социальных сетях вместо аватара. Посмотрите, сколько народа из криптовалютного сообщества подчеркивает свою значимость и принадлежность к элитному клубу, выставляя в качестве аватара изображение, связанное с NFT. Во-вторых (и это самое важное), если вы поставите на аватар в Twitter картинку за +1000 ETH, тем самым заявив о своем праве собственности, вы можете криптографически доказать свою покупку в блокчейне Ethereum. Все будут знать, сколько вы за нее заплатили, и вам не придется кричать: «Эй, народ, у меня до хрена денег». Мы, люди, предпочитаем демонстрировать свое богатство с помощью вещей, а не напрямую, показывая свой банковский счет или количество монет в блокчейне.
EtherRocks— интересный NFT-проект, «понтовость» которого мы оценим в соответствии с приведенными выше критериями.
Критерий 1.
EtherRock — это коллекция изображений камней в формате PNG. Я бы не сказал, что для их создания потребовалось много творческих усилий. Они определенно не имеют никакой ценности сами по себе.
Критерий 2.
Если вы владеете EtherRock, вы входите в эксклюзивное сообщество, численность которого не превышает 100 человек. При желании вы можете купить несколько токенов EtherRock, но их количество никогда не превысит 100.
Критерий 3.
Токены EtherRock чрезвычайно дефицитны, потому что их всего 100 штук.
Это вдвойне забавный проект, потому что файлы PNG настолько очевидно бесполезны и лишены креативности, что у многих возникает вопрос, зачем кому-то тратить на их покупку серьезные суммы эфира —только в августе было продано токенов почти на 2000 ETH. Но чем очевиднее несоответствие внутренней ценности и реальной цены, тем больше понты. Кроме того, цена токенов, как и всех других предметов, может колебаться. Представьте, что вы владеете изображением камня, которое когда-то стоило кучу ETH, а теперь не стоит ни гроша. Колебания стоимости также повышают понты, так как показывают, что владельца совершенно не волнует, что с появлением следующего блока Ethereum его собственность может полностью обесцениться.
Торговля NFT-токенами
Как и вокруг предметов традиционного искусства, вокруг NFT образуется (и уже образовывается) здоровая экосистема спекулянтов. В мире искусства их называют дилерами или коллекционерами. Эти люди произвольно решают, какие ничего не стоящие предметы будут «цениться» человечеством в будущем. Делать это с успехом на протяжении долгого времени очень тяжело. На каких современных художников сделать ставку, чтобы их работы только дорожали со временем?
Определить перспективные NFT-токены не менее сложно. Как понять, какие арт-объекты будут пользоваться популярностью? Каким должен быть выгодный арт-объект? Очень редким или существовать лишь в нескольких экземплярах? Или «старым» («возраст» в данном случае — это близость к блоку генезиса биткоина)? Должен ли он быть эстетически привлекательным для определенной когорты потенциальных инвесторов? Или напрямую связанным с популярной видеоигрой? Вопросов много, и на них нет правильных или неправильных ответов. Но вскоре обязательно появятся трейдеры, которые умеют мастерски создавать истории и распространять мемы. Они смогут собрать коллекцию самых популярных NFT-токенов и в процессе заработать солидные деньги.
Торговые данные
Я не располагаю полными данными о суточных объемах торгов NFT–арт-объектами, поэтому буду использовать в качестве примера проекты CryptoPunks и OpenSea.
Приведенные ниже данные получены от DuneAnalytics.
Сразу видно, что 2021 год стал прорывным для этого проекта. Я считаю, что токены Punk отражают энергию и активность всего криптовалютного пространства. Народ понтуется изо всех сил, покупая бесполезные по своей сути пикселированные изображения лиц.
OpenSea — одна из самых популярных площадок для торговли NFT. По сути, это криптовалютная версия Christie‘s и Sotheby‘s.
Приведенные ниже данные получены от Dune Analytics.
Рынок NFT-токенов развивается невероятными темпами. Представьте, если бы существовали прозрачные торговые площадки, которые торговали бы всеми арт-объектами в физическом мире. Объем их торгов был бы колоссальным. Именно такие возможности открываются сейчас перед NFT. Все еще считаете, что это глупость? Ваше мнение не имеет значения, так как самые популярные NFT-проекты привлекают реальные деньги.
В мире искусства есть тысячи людей, которые занимаются проверкой происхождения и подлинности объектов, выставленных на продажу. А учитывая, что эти люди часто далеко не безгрешны, в мире искусства полно подделок. С NFT-токенами, которые торгуются в открытых блокчейнах, это исключено. Если вы покупаете арт-объект на OpenSea, вы со 100% уверенностью знаете, что приобретаете конкретный экземпляр конкретного проекта.
Использование блокчейна для аутентификации понтовых предметов — гениальное решение, ведь крипту невозможно подделать. Представьте себе проект, который создал символ, означающий, что если у вас на аватаре красуется какой-то цифровой объект, вы действительно владеете файлом оригинала. Это было бы что-то вроде «голубой галочки» верификации в Twitter.
Один из моих приятелей, который днем торгует валютами и облигациями развивающихся стран в крупном хедж-фонде, а по вечерам мечтает стать звездой K–pop/NBA, не на шутку увлекся NFT. Когда мы компанией идем куда-нибудь зависнуть, он вечно появляется в какой-нибудь прикольной дорогущей хрени от брендов, о которых никто из нас никогда не слышал. Как-то мы обсуждали NFT, и он сказал:
«Это все равно что носить на себе искусство, но онлайн».
«Можно произвести впечатление на еще большее количество народа».
Хорошо смеется тот, кто смеется последним
Понты — неотъемлемая часть человеческого существования. Мы не ставим под сомнение ценность физических предметов, которые используются для обозначения социального статуса. Мы понимаем и ценим моду, картины, украшения и тому подобное. На работу мы ходим в костюмах, которые показывают, к какому профессиональному сообществу мы принадлежим. Что представляет собой инвестиционный банкир без галстука Hermes или без пары Louboutins на красной подошве? Наша одежда — составляющая нашего имиджа, а значит элемент самооценки.
И то, что роботы скоро займут все наши рабочие места в физическом мире, еще не значит, что люди перестанут быть людьми в метавселенной. Социальные сигналы примут новые формы, в том числе «ничего не стоящих» NFT-объектов с поддержкой блокчейна. Те, кто умеет видеть сходство и на ранней стадии присоединится к новому рынку цифровых понтовых предметов, получат астрономические прибыли. Те же, кто не хочет верить в эту новую бесполезную форму социальной дифференциации, могут и дальше покупать в офлайн-магазинах простые белые футболки за $500 от какого-нибудь раскрученного бренда. Выбор понтов остается за вами.
Масштабируемые понты — мечта технарей. Теперь вы можете демонстрировать свое богатство и крутизну без физических ограничений, в масштабе всей аудитории вашего аватара.