Мошенники отмывают деньги с помощью недвижимости, а не биткоина

4 ИЮНЯ 2018 Г. АРТУР ХЕЙС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В глазах многих людей криптовалюты имеют дурную репутацию: «с их помощью отмывают деньги» — довольно распространенное мнение. Просвещенные держатели биткоина могут возразить, что биткоин совсем не подходит для отмывания денег: во-первых, все сделки регистрируются в открытом реестре, во-вторых, по сравнению с американским долларом, биткоин практически неликвиден. Поскольку доллар является предпочтительным платежным средством, какие деноминированные в долларах активы чаще всего используют мошенники для отмывания денег? Подсказка: это не биткоин.

В наши дни отмыть 1 миллион свеженьких кокаиновых «американских президентов» — задача не из легких. Попробуйте подойти к кассиру в банке и положить миллион на счет. Скорее всего, у вас откажутся принять деньги или вызовут полицию. Конечно, можно «позвонить Солу» в бриллиантовом районе Нью-Йорка и попытаться отмыть миллион, купив драгоценные камни, но сбыть купленные бриллианты по реальной цене будет затруднительно.

Власти всегда хотят удержать как можно больше денег в своей юрисдикции. Но иногда им приходится разыгрывать праведное негодование и заявлять о намерении положить конец финансированию терроризма (кроме саудовцев). Далее я докажу, что главной «стиральной машиной» для отмывания грязных денег является рынок недвижимости.

Мы рассмотрим покупку недвижимости и требования к раскрытию информации о владении недвижимостью в Гонконге (где отмывает деньги Китай) и США (где отмывает деньги остальной мир). Мы рассмотрим их через призму единого стандарта отчетности (Common Reporting Standard, CRS), поставив себя на место среднестатистического долларового миллионера из Китая. Как бы он отмывал свой миллион, как скрывал от всевидящего ока государства свои нечестным трудом добытые деньги?

Китайцы не питают иллюзий относительно хищнической натуры своего правительства. Хотя многие на протяжении последних 30 лет вполне успешно наживались на политической ситуации, достаточно одной политической ошибки — и они отправятся в глушь без юаня за душой. Полное отсутствие финансовой свободы означает, что Пекин может сделать банкротом любого — исключительно по прихоти и без малейшего законного на то основания.

Америка, родина свободы, решила, что ей нужно знать, где находятся все финансовые активы ее налоговых резидентов во всем мире. США ввели требования, обязывающие все финансовые учреждения давать отчет об активах всех американцев. Китай и многие другие страны посчитали это отличной идеей. Так появился единый стандарт отчетности (CRS). CRS позволяет странам-участницам обмениваться финансовыми данными. В рамках CRS Китай может запросить у Гонконга информацию о любом китайском гражданине.

Нельзя не упомянуть о двух очень интересных моментах в истории CRS:

  1. США не ратифицировали CRS. Это означает, что Штаты не обязаны передавать Китаю финансовые данные китайских граждан, имеющих активы в США. Тут невольно задумаешься: Америка хочет, чтобы все страны соблюдали FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act,  Закон США «О налогообложении иностранных счетов») и предоставляли информацию об американцах, но не желает делать того же в отношении других стран. Интересно, где в конце концов окажутся все эти активы, принадлежащие неамериканцам?
  2. Гонконг исключил недвижимость из числа активов, подлежащих обязательной отчетности.

Как отмечается в статье SCMP, китайцы массово кинулись закрывать банковские вклады и покупать  недвижимость. Рынок недвижимости традиционно считается одним из самых эффективных генераторов экономической деятельности. На фоне бума на рынке недвижимости массово создаются рабочие места. С точки зрения политики, любые действия властей по стимулированию роста рынка недвижимости обязательно прибавят им очки  в глазах общественности, ведь кажется, что они умеют привести экономику к успеху.

Это дата присоединения страны к режиму единого стандарта отчетности или CRS, имеющему много общего с законом «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA), разработанному по запросу G20 и направленному на борьбу с трансграничным уклонением от уплаты налогов и защиту целостности международной налоговой системы. Китай взял обязательство присоединиться к режиму CRS в 2014 году.

Также в рамках этого режима будут собираться сведения о финансовых активах иностранных граждан, проживающих на территории материкового Китая.

Заключение этого соглашения означает  обмен информацией между налоговыми органами 100 стран и регионов, включая Гонконг.

Гонконг традиционно считается налоговым убежищем для многих инвесторов материкового Китая, поскольку здесь не взимается налог на прирост капитала. Теперь они вынуждены будут до июля, когда соглашение должно вступить в силу, перевести свои инвестиции в недвижимость, чтобы избежать декларирования финансовых активов, которыми они владеют за границей, китайским властям.

В США Национальная ассоциация риэлторов прилагает все усилия, чтобы исключить недвижимость из сферы действия регулятивных норм KYC/AML. Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) признала, что недвижимость на определенных популярных рынках стала очевидной «стиральной машиной» для отмывания денег, и в августе 2017 года ввела ряд требований к раскрытию информации.

FinCEN обнаружила, что значительная часть зарегистрированных транзакций в последних географических целевых распоряжениях (Geographic Targeting Order, GTO), срок действия которых истекает 23 февраля 2017 года, была связана с потенциально преступной деятельностью лиц, оказавшихся бенефициарными владельцами покупателей подставных (фиктивных) компаний. Как следствие, FinCEN продлила существующие GTO еще на 180 дней, до 22 августа 2017 года, и может ввести постоянные требования к сбору данных в конце этого года, а также расширить список городов, в которых будут действовать такие требования.

В соответствии с GTO, определенные титульные компании обязаны сообщать о физических лицах, владеющих 25-процентной или большей долей собственности в юридическом лице, покупающем жилую недвижимость без банковского кредита или аналогичного внешнего финансирования в следующих географических регионах, если сумма транзакции достигает определенного установленного уровня:

  • 500 000 долл. США и выше – округ Беар, штат Техас
  • 1 млн долл. США и выше – округа Майами-Дейд, Бровард и Палм-Бич, штат Флорида
  • 1,5 млн долл. США и выше – районы Бруклин, Квинс, Бронкс и Стейтен-Айленд, Нью-Йорк
  • 2 млн долл. США и выше – округа Сан-Диего, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сан-Матео и Санта-Клара, штат Калифорния
  • 3 млн долл. США и выше – округ Манхэттен, Нью-Йорк

Это шаг в правильном направлении — к эффективной борьбе с отмыванием денег на высшем уровне, с помощью элитной недвижимости, но среднестатистического китайского миллионера, у которого всегда припрятано несколько миллионов, это не остановит.

Америка остается излюбленным местом, чтобы скрыть деньги от любопытных глаз вездесущего Пекина или любого другого правительства, стремящегося остановить отток капитала. Если сумма покупки не дотягивает до установленных инвестиционных ограничений, у подпольного миллионера не должны возникнуть трудности с открытием легального банковского счета и покупкой недвижимости за наличные.

А что же биткоин?

Очевидно, что отмыть и скрыть несколько миллионов долларов на ликвидных рынках недвижимости Гонконга и США очень легко. А как насчет использования для этой цели любимой страшилки финансистов, биткоина?

Допустим, вы хотите перевести 1 миллион долларов в биткоин.

У вас есть два варианта: вы можете либо открыть счет на бирже, либо торговать вне биржи (OTC), воспользовавшись услугами дилера.

Любая биржа, способная обработать такой объем средств, имеет налаженные отношения с серьезным банком, который наверняка потребует проведения обширных проверок по регламенту KYC/AML на всех счетах. Если ваша цель — скрыть средства, это далеко не оптимальный вариант. Получив повестку в суд, биржа будет вынуждена выложить всю информацию о клиенте.

Если использовать биржу нельзя, возможно, с вами согласится торговать внебиржевой дилер. К сожалению, крупные дилеры также должны соблюдать правила KYC/AML. Им также нужно поддерживать отношения с банками и соблюдать регулятивные требования.

Основными источниками криптовалютной ликвидности являются биржи и дилеры внебиржевого рынка, работающие в рамках законодательства.

Есть дилеры, готовые работать с клиентами без проверки личности по регламенту KYC; однако их спред по сравнению с рыночным будет чрезвычайно высоким — за отмывание вашего миллиона придется заплатить 20% и больше (при условии, что дилер способен обработать такие суммы).

Отмывать деньги через криптовалютные рынки капитала очень сложно, если вы не желаете предоставлять информацию KYC. Покупка недвижимости подходит для этой цели гораздо больше и выгодна не только вам, но и риэлторам, и государству. Они сделают все возможное, чтобы уменьшить требования к отчетности по регламенту KYC/AML. Сатоши — не самый большой пособник финансовых махинаций. Это звание по праву принадлежит Дяде Сэму.