Выбирай свою иллюзию

Оригинал статьи Артура Хейса

Форки (Источник: Pixar Animation Studios)

 

Рраз! И COVID исчезает как по щелчку пальцев, карантин закончен, можно выйти и дома и вернуться к привычной жизни. Как ощущения? Вы так же оптимистичны, как в январе? Считаете, что правительство в первую очередь заботится о вашем здоровье и безопасности? Надеетесь, что власти своевременно скажут вам правду, или же будут подтасовывать статистику в своих интересах? Считаете, что в условиях кризиса СМИ сохранят объективность и не будут тасовать факты в угоду власть имущим? Продолжите ли фанатично мыть руки каждый час или будете беспечно тереть глаза, касаться носа и рта, совершенно не заботясь о последствиях?

Если после окончания всего этого кошмара вы положа руку на сердце сможете сказать, что все вернулось на круги своя, как будто с января этого года ничего не изменилось, поздравляем. Возможно, мы переживаем V-образное восстановление экономики. Но если ваше мировоззрение кардинально изменилось (а именно так, как мне кажется, и будет), то иллюзии, на которых строилась ваша жизнь, также кардинально изменились. Если говорить о самой важной цене, а именно цене денег, и их природе, прогнозирование коллективных иллюзий, в которые мы верим, приобретает огромное значение.

Деньги, истинные деньги, лишенные утилитарной, практической ценности, являются не более чем иллюзией, которая обеспечивает эффективный обмен труда и капитала для производства реальных товаров и услуг. Без этой иллюзии блага современного общества перестали бы существовать. Существуют три распространенных иллюзии, связанных с деньгами, взаимосвязь которых после пандемии COVID-19 полностью изменится.

Государственные фиатные деньги (доллар США) = иллюзия + угроза насилия

Мы знаем, что доллар США имеет ценность, потому что при необходимости деньги по контрактам и налоги будут взысканы под дулом пистолета. Ценность доллара основывается на твердой уверенности в том, что Штаты могут повысить налоги, чтобы выплатить свои долги.

Золото = иллюзия + физический дефицит

Золото практически не применяется в промышленности. Это просто мягкий, блестящий и редкий металл, который будоражит умы на протяжении тысячелетий. В этом и заключается секрет его ценности.

Биткоин = иллюзия + ограниченность ресурсов

Биткоин имеет ценность, потому что коллективное использование фрагмента открытого кода гарантирует, что его количество ограничено 21 миллионом единиц. В этом его ценность.

После Второй мировой войны, унесшей десятки и десятки миллионов человеческих жизней, победители собрались в Бреттон-Вудсе и создали современную финансовую систему, в основе которой лежит американский доллар. Мы и сегодня находимся под игом доллара.

До 1971 года стоимость доллара соответствовала его весу в золоте, а именно 35 долларов за унцию (т.н. «золотой стандарт»). Но президент Никсон хотел воевать за морем и при этом демонстрировать чудеса щедрости дома. «Все будет бесплатно, голосуйте за меня!». Несомненно, это лучший способ победить на любых выборах. Но Никсон не мог посягнуть на золото нации, поэтому он разорвал взаимосвязь между долларом и золотом. С тех пор стоимость доллара полностью зависит от нашей уверенности в нем.

Перенесемся в январь 2020 года. У США самый ликвидный финансовый рынок, полностью открытый для любого капитала. Все основные сырьевые товары и сделки котируются в долларах. И если вы — страна или компания, ведущая международный бизнес, доллары нужны вам как воздух.

В условиях здоровой растущей экономики это выгодно для всех. У Федеральной резервной системы (ФРС) есть глобальное обязательство обеспечивать стабильную поставку дешевых долларов. Вот почему у ФРС есть своп-линии с основными центральными банками. Когда в мире не хватает долларов, только степенные руководители ФРС, похожие на профессоров в американском вузе, могут их обеспечить.

Страны и компании могут легко заработать доллары, продавая всякую всячину богатым американцам. 70% ВВП США приходится на потребление. Вот что на самом деле правит миром. Сотни миллионов крестьян были вызваны из крайней нищеты, чтобы производить дешевые iPhone, кроссовки AirJordan или F-150 — все ради того, чтобы материнская «американская» компания получала рекордную сверхприбыль.

Европейцы недалеко отстали по уровню потребления. Именно Европа и Америка обеспечивают мировой спрос на товары. Если не они, то кто будет покупать это дешевое дерьмо с безумной наценкой?

Тур лидера КНР Дэна Сяопина по южным регионам вернул к активной жизни после столетнего перерыва китайцев во всем мире. Серьезно обогатившись в результате переноса производства с Запада на Восток, китайцы начали активно покупать товары класса «люкс», путешествовать и получать образование.

Прошу простить мои философские отступления. Я не современный Торо и уж точно не живу у пруда. Проще говоря: Китай за доллары продает всякую дрянь, которую охотно покупают американцы и европейцы.

Ах да, COVID… Китай закрыл производство, чтобы предотвратить распространение вируса, и поток долларовых доходов иссяк. Довольно быстро вирус подхватили американцы и европейцы, и тоже посадили свои экономики на карантин, а значит спрос прекратился.

И вот Китай снова «открылся» для бизнеса и возобновил производство, но заказов с Запада нет, потому что все сидят дома, смотрят порно на PornHub и заказывают еду на GrubHub. А в редкие моменты возвращения в реальность народ беспокоится о следующей зарплате, с которой придется платить за чертовски дорогое медицинское обслуживание. Мораль этой грустной сказки в том, что Китай не зарабатывает доллары.

И не только Китай. Ни один крупный центр производства или услуг сейчас не зарабатывает доллары. Но при этом доллары нужны всем, чтобы заплатить за сырье и погасить долларовые долги. Все было бы отлично, если бы их центральный банк мог печатать доллары, но Mon Dieu! Это невозможно.

В конце марта произошел миникризис валют развивающихся стран, в ответ на который ФРС предложила ввести своп-линии еще нескольким центральным банкам, но не Китаю. Это немного ослабило давление. Но взгляните на спред по CDX EM HY CDS. Он достиг размеров шиньона в Западном Голливуде.

Традиционно считается, что ФРС может печатать деньги до тех пор, пока доллар не станет достаточно дешевым. Но американские банки часто накапливают доллары и отказываются выдавать кредиты. Существует множество регулятивных причин, запрещающих им это делать, но к чему рисковать во время глобальной рецессии? Лучше переждать эти смутные времена без угрозы для балансовой ведомости.

Теперь еще проще. Итак, ФРС может напечатать столько долларов, сколько захочет, но компании и страны, которые в них наиболее нуждаются, их не получат. Самая важная из этих стран — Китай. Китайский юань не является свободно конвертируемой валютой, а  Западная Европа и Америка винят Китай в появлении вируса. И неважно, правда это или нет. Можете ли вы хотя бы на секунду допустить, что какой-нибудь американский политик попросит ФРС напечатать деньги, чтобы китайская экономика смогла пережить пандемию COVID?

Предполагается, что вирус возник на рынке живых животных в китайском Ухане. Запад считает, что Пекин изначально приуменьшил масштабы эпидемии, а потом внезапно ввел всеобщий карантин,  потому что проблема вышла из-под контроля. К сожалению, к тому времени несколько миллионов инфицированных китайцев уже разъехались по всему миру, и вечеринка началась. Не так уж важно, как все было на самом деле, — гораздо важнее, как все было преподнесено. Как известно, интерпретация решает все.  В этом году в США пройдут выборы президента, и линчевание китайцев в полном разгаре. Перефразируя слова шефа-нациста из  «Сайнфелда», «никаких долларов для вас!»

Доллар СИЛЕН и погубит мировую экономику.

Единственная страна, которая может реализовать финансовое стимулирование в достаточном объеме, чтобы пережить кризис — это США. Ни одна другая страна мира не в состоянии девальвировать свою валюту до такой степени, которая необходима для обеспечения экономической активности на уровне, позволяющем сохранить кредит в системе и выполнить данные плебеям обещания. Не забывайте, что стоимость всех сырьевых товаров определяется в долларах, и если напечатать слишком много денег для монетизации государственного долга, валютные дыры и инфляция выйдут из-под контроля. Тут на сцене появляются якобинцы, и в этот момент лучше не жевать торт.

Вот так в общих чертах я вижу события, которые ожидают нас в течение следующего десятилетия. Понятия не имею, когда именно все это произойдет, но сильный доллар переломит хребет мировой экономике и приведет к всеобщей перезагрузке. Вопрос в том, как будет выглядеть новая система.

Загляните в мой инвестиционный портфель — и увидите мою душу:

Длинная позиция по USD/CNH (2 года) колл на уровне 8,00
Длинная позиция по USD/KRW (1 год) колл на уровне 1600
Длинная позиция по спреду CDX EM CDSI (пока не открыл, ожидаю, пока рынки восстановятся до нужных уровней)

Валюта центральных банков подешевеет по отношению к твердому цифровому активу. Что это будет за актив — понятия не имею. Но не исключено, что он будет связан с биткоином.

Иллюзия силы доллара скоро развеется. Наступает время новых иллюзий.

Верите ли вы в дефицит физических/криптовалютных активов?

После многовековой одержимости фиатными валютами маятник качнется в сторону твердых и дефицитных активов. По традиции в периоды укрепления доллара инвесторы ожидают понижения цены золота или биткоина.

Но когда долларов нет, доверие к государственным «валютам Франкенштейна» испаряется. Как показывает история, золото — лучший актив для инвестиций. Большая часть мировых запасов золота также принадлежит центральным банкам. Лучший способ деноминировать валюту — взвинтить цену золота до небес, как это произошло во время нефтяного кризиса 1970-х годов: ФРС подняла процентные ставки до такого уровня, что владеть золотом стало просто невыгодно, ведь можно было заработать 20%, покупая государственный долг США.

На этот раз ФРС не может повысить ставки. Это разрушило бы финансовую систему Штатов, которые решают все проблемы раздачей денег. Не забывайте, что сейчас их кредо — «QE 4 (количественное смягчение) навсегда». Американские избиратели не потерпят, если государство в очередной раз протянет руку помощи только организациям финансового сектора. Американцам хорошо заплатят за то, чтобы они сидели дома, смотрели «Короля тигров» на NetFlix и не выходили на улицы с дробовиками. Власти не допустят нового Восстания из-за виски.

Поэтому нет такого актива, который смог бы заставить массы забыть о золоте на фоне краха бреттон-вудской системы. Фондовый рынок Земли Свободы неизбежно станет инструментом политического влияния. Казначейство США, находящееся в ведении ФРС, выкупит все государственные и корпоративные долги.  Потом наступит черед акций. И потребительских кредитов. На первый взгляд кажется, что акции — именно тот актив, который выгодно держать, когда правительство выкупает фондовый индекс. Но не будет забывать, что произошло с Nikkei в 1989 году. Сейчас Банк Японии владеет 30% японского фондового рынка, а Nikkei все еще на 50% ниже своего исторического максимума. И это только в номинальном выражении. Попробуйте применить это соотношение с учетом баланса Банка Японии… REKT.

Некогда могучий американский фондовый рынок станет пастбищем для крупных зомби-корпораций, которые благодаря своим связям сумели присосаться к груди американского налогоплательщика. Это было бы не так уж и плохо, если бы можно было контролировать инфляцию. Однако в условиях возвращения к нормальной жизни мы имеем неограниченное количество фиатной валюты, за которую хотим купить ограниченное количество реальных товаров. В большинстве стран мира 60-80% экономики приходится на средний и малый бизнес. Эти компании, из-за своего небольшого размера и ограниченных связей, дорого платят за кредиты (если и могут их получить). Несмотря на все продуманные государственные программы кредитования малого и среднего бизнеса, значительная часть предприятий этой категории уже не будет существовать к тому времени, когда можно получить реальный доступ к средствам. Сложные системы не восстанавливаются линейно.

Поэтому обещанная неограниченная бюджетная и регулятивная помощь будет направлена в никуда — ее просто некому будет получать. Это приведет к инфляции. Мировые фондовые рынки также станут инструментами политического влияния, а не эффективным средством распределения капитала. Это приведет к формированию неверных сигналов и производству ненужных товаров. Переживут ли хипстеры тост с авокадо за $40?

Лучший в  истории человеческой цивилизации актив для хеджирования инфляции, золото, вырастет в цене. Ведь это единственное, чем можно владеть, если верить в иллюзию + физический дефицит. Как высоко может взлететь цена? Возьмите соотношение общей суммы кредита к денежной базе. Этот коэффициент и станет примерным показателем роста золота в будущем.

Другой возможный сценарий — создание цифровой финансовой системы, в которой не доминирует американский доллар.

Если они осмелятся открыто отстаивать [долларовый] стандарт как всеобщее благо, мы будем бороться с ними до конца, ведь за нами стоят рабочие всей страны и мира. Отстаивая коммерческие и трудовые интересы и пользуясь поддержкой масс трудящихся, мы так ответим на их требования о [долларовом] стандарте: не смейте надевать на лоб трудящихся этот терновый венец. Мы не позволим распнуть человечество на кресте [доллара].

Выступление Сатоши Накамото на съезде демократической партии, 2020 г.

Готова ли клика центральных банков деноминировать свою валюту, используя твердый криптовалютный актив? Возможно. Может ли существовать корзина с цифровыми фиатными валютами, обеспеченными достаточным количеством золота центробанков? Почему бы и нет?

Я точно знаю одно — лучших условий для биткоина, самой твердой из цифровых валют, нельзя и придумать. Доверие к финансовой системе полностью утрачено. Чтобы решить проблему нарушения спроса и предложения, правительства начнут крупнейшую в мировой истории программу бюджетного стимулирования. И оплачиваться этот «банкет» будет не за счет налоговых поступлений (это просто невозможно, т.к. 30% населения находятся без работы), а за счет дополнительной эмиссии. Соль в том, что для передачи денег населению напрямую валюту придется оцифровать. Это научит людей пользоваться цифровыми деньгами. Как только народ поймет, что представляют собой цифровые деньги, все бросятся искать твердую цифровую валюту, способную выдержать катастрофическую инфляцию. Если вы верите, что Libra может просветить массы о пользе цифровых валют, только представьте, что будет, когда все получающие базовый доход станут тратить свои продовольственные талоны через мобильное приложение.

Не будем забывать о дефиците товаров из-за исчезновения малого и среднего бизнеса в результате всемирного карантина. Всем нужна инфляция, но все хотят дефляцию. Цифровизация финансов плюс потребность в сохранении капитала равняется биткоин. И этим все сказано.

Мы долго шли к такому выводу. Теперь применим его к трейдингу.

Корреляция = 1

В условиях глобального маржин-колла рынок найдет кредитное плечо и ничего от него не оставит.

В условиях глобального маржин-колла все ликвидные активы будут проданы для финансирования неликвидных позиций.

В условиях глобального маржин-колла корреляция = 1.

Мы находимся в разгаре глобального маржин-колла по всем рисковым активам. Почему страдают абсолютно все классы активов? Потому что слабаки использовали кредитное плечо для финансирования краткосрочных стратегий торговли на волатильности.

Общая сумма открытых позиций в BitMEX сократилась вдвое. Сделки трейдеров, использующих кредитное плечо, были закрыты. Платформы, выдающие долларовые кредиты майнерам в счет биткоина (доллары нужны всем), принудительно продавали активы, пока рынок штормило.

На криптовалютном рынке кредитное плечо сильно пострадало, как и в любом другом классе активов. Но в относительном выражении в 1-м квартале биткоин все же показал лучший результат, чем S&P 500. Его корреляция с SPX достигла локального максимума.

Кредитное плечо было уничтожено при падении биткоина. Открытые позиции по свопу XBTUSD BitMEX медленно восстанавливаются. Когда трейдеры привыкнут к качке на рынках, а инфляционные прогнозы скорректируются, поиск активов для хеджирования инфляции начнется всерьез.

Это первый акт глобального изменения расстановки сил. Рынки используют каждое ценовое искажение, связанное с кредитным плечом. Вы покупаете на падении цены на свой страх и риск.

Биткоином будут торговать и без кредитного плеча. Может ли его цена вновь протестировать отметку $3000? Безусловно. Когда SPX рухнет и протестирует 2000, все классы активов снова ожидает сильнейший шторм. Как бы сильно ни рухнула стоимость активов в 1-м квартале, это еще не предел —  от почти 100-летнего режима быстро не избавиться. Мой ценовой ориентир для биткоина на конец 2020 года по-прежнему держится на отметке $20 000.

Все понимают, что перемены неизбежны, поэтому центральные банки и политики бросят все силы на решение этой проблемы. Еще раз повторяю: это приведет к инфляции, потому что увеличение денежной эмиссии ведет к сокращению предложения реальных товаров и рабочей силы. Во время перехода к новой системе есть только два актива, которыми стоит владеть, — золото и биткоин.

Если вы считаете, что я ошибаюсь или что мои выводы — бред помутившейся умом Кассандры, вспомните, во что вы верили до и после COVID. Можете ли вы продолжать жить так, как в январе 2020 года? По сравнению с моими готовыми выдержать любую инфляцию козырями (золото и биткоином) ваш Бреттон-Вуд — это разномастные двойка и семерка. Ва-банк, сукины дети.